ШОВИНИЗМ КАДАРЕ
„Дуга", Белград


Югославский дипломат Благое К.Павлович выпустил в Белграде в 1996 году книгу АЛБАНИЗАЦИЯ КОСОВО И МЕТОХИИ, в которой говорится о многих албанских писателях, в частности и об академике проф. докторе наук Каплане Ресули и о Исмаиле Кадаре, В предыдущем номере журнала ДУГА помещен отрывок из книги Павловича, посвященный академику Ресули. В этом номере (Но.7) публикуются его заметки о Кадаре.

Исмаил Кадаре не выбирает средства, чтобы защитить сецессионистов и скрыть их террор над сербами и черногорцами в Космете. В своем памфлете „День дифференциации" он иронично высмеивает врачей и Других работников здравоохранения сербской и черногорской национальности. Он представил их как лгунов, которые обвиняют своих албанских коллег в злоупотреблениях их гуманной профессией, но они беспомощны в своих выступлениях, потому что мм никто не верит и никто их не слушает. К сожалению они действительно были беспомощны перед поступками албанских работников здравоохранения, каких не было в истории медицины, если исключить период фашистской Германии и усташеского НГХ, когда евреи, сербы и цыгане служили подопытными кроликами в невероятных экспериментах доктора Менгеля и ему подобных извращенных фашистских или усташеских злодеев, которые в Освенциме, Дахау, Ясеноваце и в других концлагерях бесстыдно позорили самую гуманную профессию. А когда „великий албанский писатель" говорит, что им никто не верил, то в этом есть доля истины, потому что нормальному человеку действительно трудно поверить в то, что пятьдесят лет спустя после окончания второй мировой войны, когда еще живы те, кто пережил вивисекции, на территории Европы снова появился призрак фашизма. Но нужно посмотреть истине в глаза:

Доктор Садета Мекули (родилась в Струге, ее семья во время второй мировой войны была на службе фашистов), директор Детской клиники в Приштине со своими сотрудниками стерилизовала сербских и черногорских младенцев, а многие роженицы, сербки и черногорки, заплатили жизнью за пребывание в этой больнице, потому что не принадлежали к албанской „супернации". Когда это преступление было раскрыто, медицинский персонал сербской и черногорской национальности во главе с доктором Любишей Ристичем с негодованием и возмущением выразил свой протест и осуждение. Исмаил Кадаре, писатель и „гуманист", в своих новеллах с сарказмом передает слова сербов и черногорцев, которые выступали на собраниях, возмущясь зверством своих двуличных коллег, с которыми они до вчерашнего дня делили добро и зло и которые сегодня превратились в шовинистов.

В своей новелле Трактир Старая Сербия. Кадаре систематизировал нападения албанцев на сербов, которые длились в течение многих лет, начиная с УГБ Ранковича до кровавого террора (так албанцы называют разрушительные демонстрации 1981 года а Приштине), а в рассказе О старой Сербии он цинично перелистывает сербскую историю: „Где же ваша Старая Сербия, где же ваши сербы, которые жили в ней?" Поскольку Кадаре не сказал, где они, хотя он хорошо это знает, мы напомним: убиты, сожжены, изгнаны! И в этом рассказе писатель призывает албанскую молодежь к бунту и восстанию. „Поднялись вы, верные гиганты, смело и величественно требовали свою республику, но покорили вас как при монархии, на этот раз, нс в другой, в следующий раз наверняка не смогут.."

Свои вымыслы об отдельных мнимых событиях в Косово и Метохии Кадаре сумел представить в телепрограммах во Франции, Германии, Швеции, Швейцарии и еще некоторых странах Запада. Исмаилу Кадаре предоставлена возможность выступить на упомянутых телестанциях и представить свои „произведения". Его „перлы" публиковали газеты во многих западных странах: 1_е Мопое, Пдаго, Lacroix Choix, Magasine Literaire, Frankfurter Allemeine Zeitung, Der Spigel и др. Французский литературный критик Ги Ле Клеш говорит, что трагикомичные новеллы Исмаила Кадаре „о трагедии" албанцев в Косово представляют собой „вечную альтернативу" трагедии Софокла. Французский публицист Люсьен Жирар усматривает, что а книгах И.Кадаре ..история смыкается с легендой", так что для него это „доказательства" об исторических потрясениях. Французский теоретик Ален Боске оценил стиль Кадаре как ..эффективный, благородный, смелый, оригинальный". Француз Жюль Лапуж констатирует, что Кадаре в своих произведениях „гениально объединяет воедино в фантазии пророчество, историю и суровость". Таким образом, „фантазии' и ложь Кадаре завоевали триумф на европейской культурной и мультимедийной сцене в то время, когда в Сербии ничего не предпринималось, чтобы истина о событиях в сербском крае Косово и Метохия попала в мир.

Сербских писателей, которые спорили с албанскими, Исмаил Кадаре называет „шовинистами", „великосербами", „четниками''. Кадаре призывает „тех, кто ведет„крестовую войну" против „возродителей албанского народа" - Найма Фрашери, Иеронима Де Рада, Миджени, Джордж Николы, Фан Ноли, - отказаться от этого. Вместе с остальными албанскими писателями и писателями из Косово и Метохии. Кадаре, иностранец, включился во внутренние и межреспубликанские дискуссии югославских авторов и в капманию, чтобы из школьных программ в СФРЮ были исключены Петар Петрович Негош и Иван Мажуранич, обосновывая это тем, что „сегодня не существует политической потребности в их произведениях", (Это особенно говорит и о том, каким образом определяется роль литературы в сегодняшней Албании!) Кроме того, Кадаре вместе с другими албанскими писателями выступал в „защиту от великосербов" О.Давичо, В. Крневича, Д.Еремича, М.Николича, М.Микулин, 3. Гавриловича и в особенности И. Брковича, который назвал петицию 40 сербских и черногорских писателей „враждебным фашистским актом".

В интервью НИН-у от 27 октября 1995 года албанский писатель Исмаил Кадаре, как всегда читает лекции сербам и открыто вмешивается во внутренние дела СРЮ. Из его высказываний не видно, при каких условиях албанцы населили сербский край Косово и Метохия. В этом интервью Кадаре говорит, что Косово это часть земного шара, которая на 90 процентов заселена албанцами, а на 10 процентов сербами и после этого вопрошает: "Имеют ли эти люди право жить также, как все остальные, или вы. сербы, рассказываете сказки о колыбели, о древних монастырях, о хрониках, которые часто ложные и искаженные?" Бесспорно, что Кадаре хорошо знает, что край Косово и Мето-хия всегда был составной частью Сербии и что исламиэированные албанцы с помощью турецких оккупантов, применяя геноцид над сербским народом, стали большинством населения в этой части Сербии, Когда Исмаил Кадаре родился (1936) в Косово и Метохии было свыше 50% сербов и черногорцев, а с1941 до 1989 года 40% из этих 50% изгнано с их вековых очагов и поэтому сейчас в Косоео всего 10 процентов сербского и черногорского населения. Это необходимо сказать, когда речь идет о национальном составе Косово и Метохии.

Кадаре от своего бывшего мецената Энвера Ходжи научился присваивать сербские и черногорские территории, а также умело распространять сербофобию по Гебельсу. Говоря о сербах, он использует исключительно лексику Энвера, не свойственную цивилизованному человеку, хотя любимая фраза Кадаре:"Нужно быть цивилизованным, чтобы понять, я имею в виду сербов, зараженных бешенством. что они попали в ловушку пропаганды и верят в наивные вещи, которых никогда не существовало". (Это относится ко всем сербам, которые не считают как Кадаре, что Косово и Метохия является албанской территорией, примеч. Б.П.)

Но уже в следующем заявлении Кадаре есть смысл: „Будьте уверены, что мнимые распри между Тито и Ходжей были только внешней декорацией, По существу они всегда прекрасно уживались. Это была только ритуальная пропаганда, когда говорилось Тито - ревизионист, а Тито отвечал, что Энвер - сталинист, но они прекрасно ладили". Эти доводы Кадаре подтверждает готовность Тито и его сторонников „во имя высших интересов'' позволять албанцам все; это позволило албанскому руководству и албанским сецессионистам беспрепятственно подрывать государственность Сербии в рамках СФРЮ, что совпадало с известным девизом антисербской коалиции „чем слабее Сербия, тем сильнее Югославия".

Конечно, это не единственные доказательства шовинизма Кадаре. Это отнюдь не главные доказательства о его деятельности. Но из этого

видно, что интеллигенция Албании как „буржуазная", так и „антибуржуазная" вмешивалась во внутренние дела Югославии, призывая тамошних албанцев к бунту и постоянному проявлению претензий албанской буржуазии на создание некой великой Албании. На этих же позициях был и остался Исмаил Кадаре. В ситуации, когда он считал, что его могут провозгласить националистом и шовинистом, он отступал и декларативно выступал против националистов и великоалбанских шовинистов. Также как Энвер Ходжа, Гитлер и Муссолини, Кадаре играл на истинных патриотических чувствах албанцев из Косово, желая использовать их как пушечное мясо в целях реализации собственных эгоистических и сатанинских целей".

Д.Ресо