Сербское Косово.1879-1903 гг.
К постановке проблемы исследования


I. План. *

II. Постановка проблемы. *

1. Введение. *

2. Косово: географический аспект. *

3. Косово: исторический аспект. *

4. Косово: церковный аспект. *

5. Актуальные вопросы исследования. *

Примечание: На первой странице приведена карта Косова со старыми сербскими названиями из Rot H., Косовски искони = Kosovo origins: позадина актуелних збивања на Косову и Метохији = the background to the prezent-day situation in Kosovo and Metohia, Никола Пашић, Београд, с.148.


Постановка проблемы.


Введение.

Югославский кризис начала 90-ых стал самым кровопролитным конфликтом в Европе со времен Второй мировой войны. Непосредственные причины межнациональных столкновений лежали, наверное, в национальной, экономической и конституционной политике Иосипа Броз Тито и его коллег. Но корни проблем бывшей Югославии лежат, конечно, значительно глубже 1945г. и уходят ко временам турецких завоеваний в Европе в XIV-XVII вв., а может быть, и еще дальше - ко временам славянского заселения Балкан в VI в.

Одним из аспектов кризиса в Югославии стал албанский вопрос, сфокусировавшийся в проблеме Косова. Конечно, компактные албанские этнические группы проживают не только в автономном крае Косово. Албанцы представляют существенную проблему Македонии, где требуют предоставление автономии, применяя все меры вплоть до терроризма, являются одной из поддерживающих сил в сепаратистских настроениях Черногории, вносят "значительный вклад" в криминальную жизнь Европы (подобно нашим "лицам кавказской национальности"). По сведениям Всемирной Организации по борьбе с наркотиками, именно албанцы (вместе с турками) держат в своих руках торговлю героином во всех странах Шенгенского соглашения. Например, в 1996 году в Германии албанцы заняли второе место ("золотые" призеры - турки) среди задержанных за преступления, связанные с распространением наркотиков!

Все эти "заслуги", конечно, обусловлены не только относительной отсталостью, превалированием родовых ценностей, традиционной склонностью к насильственному разрешению конфликтов и неуважению законов. Большое значение имело и то, что албанский народ сравнительно поздно получил национальное государство, вследствие чего многие земли со значительным албанским большинством были включены в соседние государства. Рассеянность албанского народа по различным государствам не способствовала укреплению привязанности к конкретным государственным организмам, нормам и установлениям. Албанцы Эпира(Чамерии), Македонии, Черногории и Сербии без автономных краев (т.е. Буяноваца и Прешева) стали значительным фактором нестабильности в Балканском регионе.

Тем не менее, особую остроту приобрело положение в Косово - в крае, который называют "колыбелью Сербской государственности", в крае, один из главных городов которого (Призрен) стал местом зарождения албанского национального государства - местом появления и действия I Призренской лиги. Сейчас Косово, имеющее более чем 90% албанского населения и юридически входящее в состав Сербии, грозит превратиться в новый очаг активных военных столкновений на Балканах.

В этой работе мы попытаемся обратиться к тому моменту, когда проблемы Косова лишь завязывались в тот узел, который существует в данное время в Косово, т.е. к концу XIX века(а точнее 1879-1903 гг.). Закончившаяся в 1878 году русско-турецкая война принесла признание независимости Сербии и Черногории, и сербский народ после 500-летнего ига вновь получил национальное государство. В то же время, действовавшая в 1878-1881 гг. I Призренская лига не смогла добиться получения никакого государственного образования для албанцев и была разогнана турецкими властями.

Процесс образования новых государств и складывания национальных территорий на Балканах входил в решающую фазу. В условиях крайней перемешанности населения и очевидной неотвратимости распада Турции каждая балканская нация была вынуждена проявлять активность для того, чтобы сохранить и, по возможности, преумножить свои земли. Оккупация Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины остановила естественное стремление Сербии в густо населенные сербами районы северо-запада и повернула Сербию на многонациональный юго-восток: к Косову и Македонии.

Конечно, Сербия и ранее стремилась прирастить свою территорию на юге. Так, еще в 1844 г. Илия Гарашанин (1812-1874) - видный политический деятель Сербии, занимавший посты премьер-министра и министра иностранных дел Сербии, создал "Начертание" - национальную программу Сербии, ставшую неофициальной программой развития сербского государства на ближайшие 50-70 лет и завершившуюся созданием в 1918 г. Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. В этой программе Гарашанин выдвинул 4 основных направления расширения Сербии:

  1. Босния и Герцеговина
  2. Черногория
  3. Северная Албания
  4. Срем, Банат, Бачка

При этом, движение в направлении Северной Албании предусматривалось преимущественно экономическое - в направлении Скадара и Дульцино, с тем, чтобы разорвать австрийское экономическое окружение и выйти к морю.

Понятно, что с оккупацией Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины направление 1 оказывалось невозможным. Претензии Австро-Венгрии на Санджак (территория, соединявшая Боснию с основной частью Турецкой империи и, соответственно, разделявшая Черногорию и Сербию) были закреплены Берлинским договором и вместе с династической неприязнью (черногорский князь Никола Петрович поддерживал Карагеоргиевичей, конкурировавших с правившими в Сербии Обреновичами) значительно затрудняли направление 2. Наконец, Срем, Бачка и Банат были и остались неотъемлемой частью Австрии и оставались еще более малоосуществимой целью для присоединения.

Южное и юго-восточное направление стали после 1878 года самыми перспективными направлениями для расширения Сербии. На юго-восточном направлении сербские интересы сталкивались с болгарскими, а на южном с албанскими. Исходя из существовавших в XIX веке представлений, что каждое жизнеспособное государство должно обладать выходом к морю, Сербия стремилась найти какой-либо выход к морю. Поскольку выход через Далмацию казался вовсе невозможным, а через Черногорию крайне трудным (учитывая вышеперечисленные проблемы), Сербия могла "прорубить окно" к морю на южном направлении - через Северную Албанию или еще дальше через Солунь (Фессалоники).

В любом случае, при южном или юго-восточном направлении движения стратегически необходимой была территория Косова, святой для сербского народа земли, хранившей память о былом величии Сербского государства. В следующих главах нашей работы мы попытаемся выяснить, в чем была стратегическая, экономическая, историческая и духовная значимость Косова, а, исходя из этого , перейдем к постановке проблемы.

Косово: географический аспект.

На протяжении всей истории человечества Балканы были ареной постоянных конфликтов и столкновений. Все новые и новые волны пришельцев прокатывались по полуострову, разрушали поселения предшественников, впитывали местные традиции, привносили что-то новое, творили уникальный феномен балканской культуры. Пеласги, ахейцы, дорийцы, македоняне, римляне, славяне, германцы, турки - вот имена лишь некоторых из тех, кто в разное время проходил с огнем и мечом по этим землям. И если Балканы были местом столкновения потоков населения из Европы и Азии, то на самом полуострове такой точкой пересечения было Косово, находящееся почти в самом его центре.

Косово - понятие многозначное: во времена турецкого господства существовавший некоторое время эйалет Косово включал и некоторые территории сегодняшней Южной Сербии и бывшей республики СФРЮ Македонии; планы албанских экстремистов добавляют в воображаемую автономную республику “Коссова” части Черногории и Санджака; географически Косово - межгорная котловина вдоль течения реки Ситницы. Наконец, историческое Косово поле - место, где произошла знаменитая Косовская битва,- представляет собой небольшое поле у реки Ситница неподалеку от Приштины. Однако в данной работе под именем Косово мы будем подразумевать связанную исторически и географически территорию между хребтами Шар-Планина на юге и Копаоник - на севере. Эта область представляет собой почти равносторонний параллелограмм, разделенный на две равнины - Метохия (вдоль реки Белый Дрим) и Косово (вдоль Ситницы) - тянущейся с северо-запада на юго-восток холмистой возвышенностью.

Благодаря выгодному географическому положению через Косово проходил ряд дорог, существовавших еще в средневековые и даже античные времена. Это были: старая римская дорога из Леша и Скадара на Ниш, называвшаяся с 14-15 века Зетский путь; Которский путь из Подгорицы в Печь; Дубровницкий путь из Дубровника в Скопле; Босанско-македонская дорога (Цареградский путь). Кроме того, в 1873 году была проложена железнодорожная ветка Косовска Митровица - Солунь, а с 1888 года открылось движение поездов по линии Белград - Солунь через Косово.

Кроме выгодного географического положения Косово имело обширные запасы энергетических углей, бокситов, хромитов, магнезитов и богатое месторождение свинцово-цинковых руд. До турецкого завоевания полезные ископаемые Косова широко разрабатывались. Золотые и серебряные рудники Ново Брдо давали, например, средневековому сербскому деспоту Джюрджу Бранковичу до 200000 фунтов серебра в год. Само Ново Брдо XII - XIV веках имело население в 40000 человек, что было больше, например, чем население средневекового Лондона. Жители Косова помнили о былом достатке их земель. В конце XIX век Б.Нушич зафиксировал народную этимологию названия известных рудников (и населенного пункта) Трепча - от сербского глагола "треперити" - трепетать, дрожать, вибрировать, - т.е. земля, "дрожавшая от золота". К концу XIX века Косово стало одним из наиболее отсталых регионов Османской империи, со слабым развитием промышленности и горного дела.

Тем не менее, не стоит считать, что экономика Косова существовала только лишь за счет плодородных земель и благодатного климата. Так, товары ремесленников-оружейников Призрена пользовались признанием на всех Балканах и вывозились даже в Египет. В Сириниче функционировало 4 шахты и закладывались 2 новые шахты, где добывалась хромовая руда, переправлявшаяся через Качаник на рынки Солуни. Ювелирные изделия косовских мастеров также пользовались широким спросом на рынках европейской части Турции. Фабричного и машинного производства на Косово, конечно, не было (если не считать единственную паровую мельницу, использовавшуюся для военных нужд), но ремесленная деятельность была активной и насчитывала 22 разновидности:

  1. красильщики,
  2. кожевники,
  3. оружейники,
  4. сапожники,
  5. туфельщики,
  6. изготовители весов,
  7. пекари,
  8. "грачарски",
  9. ножовщики,
  10. парикмахеры,
  11. строители,
  12. прядильщики
  13. "кобачки",
  14. производители рогож,
  15. жестянщики,
  16. часовщики,
  17. ювелиры,
  18. стегальщики одеял,
  19. портные,
  20. скорняки,
  21. изготовители одеял, попон, мешков из козьей шерсти
  22. "ћерамијски"

Оружейники, ножовщики, производители весов и парикмахеры чаще всего были турками. Сербы становились стегальщиками, прядильщиками, красильщиками, портными, скорняками, пекарями, "грачари", строителями. Евреи занимались ремеслом жестянщиков и "кондурџије", а цыгане кузнечным делом. В XIX веке ремесленное производство в Косово (как и по всей Турции) оказывается в кризисной ситуации, так как не может конкурировать с товарами, экспортировавшимися из европейских стран и поступавшими в Косово, в основном, с рынков Солуни.

Большая часть населения Косова и Метохии занималась, все-таки, сельским хозяйством. Так, уже в те времена в Метохии за год проводилось две жатвы и три покоса. Было развито садоводство, огородничество, виноградарство, табаководство. Особенно были прославлены метохийские яблоки "бузулии", с полупрозрачной мякотью, через которую просвечивали семечки. В Косово огородничество было развито хуже, но благоприятны были условия для пшеницы, урожайность которой позволяла вывозить зерно на рынки Солуни.

Таким образом, оценивая значение Косова со стратегической и экономической точки зрения можно отметить, что под турецким управлением Косово пришло в запустение и представляло собой слабо развитый аграрный район Турецкой империи. Стратегически выгодное положение, благоприятный климат и богатство полезными ископаемыми делали Косово ценной территорией, обладание которой было необходимо для развертывания наступательной политики в западной части европейской Турции.

Косово: исторический аспект.

Богатая и удобная для защиты от внешних вторжений земля Косова была населена еще несколько тысяч лет назад. С приходом в VI в. на Балканский полуостров славян районы Косова и соседней Македонии постепенно стали населяться славянскими племенами, а в XIII-XIV вв. эти территории становятся центрами средневековой сербской государственности. Освободившееся в XII в. от византийской зависимости Сербское государство динамично развивалась по европейской феодальной модели.

Приблизительно в то же время бей кочевого племени турок-огузов Осман создал небольшое, но агрессивное государственное образование в Анатолии. Вскоре, пользуясь ослаблением Византии и феодальной раздробленностью, терзавшей балканские государства, турки смогли подчинить себе всю Анатолию и большую часть Балканского полуострова, сокрушив молодые и старые государства, поработив многочисленные народы, основав могущественную Османскую империю.

Местом одного из ключевых сражений в их овладении Балканами стало Косово поле. 15 июня 1389 г. в день святого Вита сербское войско под руководством князя Лазаря вступило в бой с силами турок, возглавляемых султаном Муратом. В результате кровавой и ожесточенной битвы погибли предводители обоих войск и множество простых воинов. Победа, одержанная турками, стоила им огромных усилий и потерь, восприемник Мурата Баязид был даже вынужден временно отступить с территории Сербии. Но результаты этой битвы также были огромны: на пути турок к господству на Балканах уже никто не стоял, вскоре сербские и болгарские правители признали вассальную зависимость от турок, дорога на Европу была открыта. Сербский народ, потерявший в этот день свою свободу и независимость, навсегда сохранил память о событиях этого дня; “Видов-дан” и “Косово полe” стали постоянными эпическими образами, воплотившими героический подвиг и надежду на освобождение; возрождение сербского государства также продвигалось под знаком Косовского предания.

С падением Сербии, Косово, а вскоре после этого и вся Сербия, попали под чуждую по крови и вере власть. Тем не менее, сербский народ продолжал сопротивляться, стараясь уже не победить, а просто выжить, сохраниться для грядущего освобождения. Погибла или ассимилировалась сербская знать, потуречились многие и многие люди, но сербская речь все еще звучала на Косово, сербские священники, крестьяне, ремесленники и купцы хранили предания старины и Православную веру.

Тем временем, турки продвигались все дальше и дальше в Европу. В 1683 г. войска Османской империи осадили Вену. Осада Вены превратилась в поворотную точку в динамике развития Порты - полное поражение от войск Яна Собесского стало началом конца турецкого господства над порабощенными европейскими народами. На волне широко развернувшегося народно-освободительного движения австрийские войска дошли до Северной Албании.

Но удар, нанесенный Порте, не был смертельным, и вскоре австрийцы бежали, изгнанные превосходящими силами турок. Сербы, принявшие активнейшее участие в борьбе против турок, оказались брошенными на произвол кровожадных мстителей, желавших поквитаться с неверными. Под угрозой страшных репрессий осенью и зимой 1690 г. в Габсбургские владения переселилось под руководством патриарха Арсения Чарноевича гигантское по демографическим стандартам того времени число сербов - 60-70 тысяч человек (минимальная из приводимых в литературе цифра). Все более частые с тех пор неудачи во внешней политике Порты, инициировавшие антихристианские погромы, вызывали непрекращающийся отток сербского населения с Косова.

Положение сербов усугублялось еще и тем, что на пустевшие территории приходили спускавшиеся с окрестных гор албанские племена. Не имевшие крепких религиозных устоев албанцы с первобытной легкостью принимали наиболее выгодную в сложившейся обстановке религию - мусульманство. Закрепившись на пустошах, новообращенные мусульмане с удвоенной энергией принимались “очищать” от старых жителей для своих соплеменников все новые и новые земли. Теперь для сербов к гнету мусульманских султанских властей и мусульманских помещиков прибавились соседи - мусульмане. На Косово сербы оказались в самых тяжелых условиях из всех Сербских земель. И тем не менее, сербское население упорно держалось за землю отцов. Тяжелым эхом насилия отдавались для сербов Косова I и II сербские восстания, Крымская война и события 1875-1878 гг.

В результате сербо-турецкой войны 1877-1878гг. сербские войска вновь (спустя 500 лет!) вошли на землю Косова. К тому времени сербы имели незначительное большинство только на Косово, превратившись в угнетаемое меньшинство в Метохии. Невозможно описать те трогательные картины, которые происходили с приходом сербской армии на Косово, те чувства, которые наполняли сердца сербов -освободителей и освобожденных. Однако, решения Берлинского конгресса развеяли все надежды сербского народа, омрачили все его самые светлые чувства. Беги и аги вновь стали править на Косово, мусульмане постарались особенно жестоко отомстить за позор пережитого поражения.

Тем временем, неизбежность скорого развала Турецкой империи -”больного человека Европы” - становилась все более и более очевидной. Стремления к независимости стали закрадываться даже в сердца албанцев, дававших на протяжении истории Порты самых верных ее рядовых солдат и высших управителей. Впрочем, в отличие от других народов Балканского полуострова, желавших воссоздать свои некогда разрушенные турками государства, албанцы хотели совсем другого. Они стремились закрепить за собой как можно большие территории (части Греции, Македонии, Сербии, в том числе Косово), захваченные ими в рамках мусульманской экспансии, с тем, чтобы продолжать господствовать над христианской райей. Недаром албанцы, наряду с вернейшими слугами, предоставляли султанам и самых мятежных бунтовщиков, яростно боровшихся против любых попыток реформ, ведущих к облегчению положения райи. В Призрене - центральном городе Метохии в 1878-1881 гг. существовала Призренская Лига албанского народа, выступавшая за автономию Албании в албанских этнических границах, в рамках Османской империи. Турция пользовалась активностью Лиги, чтобы не допустить окончательного развала империи, но, в конце концов, бесчинства и анархия албанцев испугали даже Порту, и в 1881 году Лига была с применением войск разогнана.

В 1878 году Косово вошло в состав Косовского вилайета со столицей в Приштине, включившего Новый Пазар, Печскую, Призренскую, Тетовскую, Моравскую и Скопскую равнины. В 1887 году столица вилайета была перенесена в Скопле. Вилайет включал 6 санджаков: Скопский, Приштинский, Призренский, Печский, Пазарский, Таслиджийский(Плевле). После русско-турецких войн в Косово появились и русский, австрийский и сербские консулы, развившие бурную деятельность.

Косово: церковный аспект.

Кроме чисто исторического значения, важен и духовный смысл Косова для сербского народа, тот мистический ореол, который окутывал косовские предания о древней сербской славе средневековых святынь, о Косовской битве и о грядущем возрождении во всей своей мощи Сербского королевства. Все эти чувства основывались на православной вере и традиции Сербского Косова.

Начала христианской истории этих земель, по преданию, относятся к апостольским временам, когда Св. Апостолы Андрей и Павел посетили эти края и принесли сюда свет Евангелия. Земля Косова и Метохии прославлена многими христианскими мучениками, которые страдали здесь за веру, преследуемые римскими языческими властями. Среди них особо известны святые Флор и Лавр, которые мученически пострадали во II веке в Улпияне, недалеко от сегодняшней Приштины. После издания Миланского эдикта 313 года эта территория попала под юрисдикцию Солунского Викариата. Упоминание об этом есть в письме римского папы Инокентия I солунскому викарию Руфу в 412 году, где в частности говорится, что викариату принадлежит территория Дардании (нынешнего Косова и Метохии). В 535 году была основана новая архиепископия Юстиниана Прима и территория современного Косова попала под ее юрисдикцию.

Но Юстиниана Прима существовала недолго. Ее разрушили славяне и авары во время своего завоевания Балкан в VII веке. Епархии этой бывшей архиепископии вновь были возвращены Солунскому викариату и остались в его составе до 732 года, когда византийский император Лев III передал все Балканы из-под Римской юрисдикции в Константинопольскую Патриархию. С 927 по 971 земля нынешнего Косова и Метохии принадлежала Болгарской Патриархии, основанной во времена болгарского царя Симеона (893-927). Покорив Болгарию, византийский император Василий II ликвидировал Болгарскую Патриархию, и создал новую автокефальную Охридскую Архиепископию, которой принадлежала(976-1018) и территория современного Косова. Новая архиепископия находилась под прямым контролем императора, который назначал кандидатов на Охридский престол, которых Константинопольский патриарх хиротонисал. Первый документ, упоминающий Призренскую епархию - хрисовул Василия II, в котором отмечено, что эта епархия находилась под юрисдикцией Охридской Архиепископии.

Призренская епархия, включавшая большую часть территории современного Косова и Метохии, вошла в состав сербского государства в 1189 году, когда великий жупан Стефан Неманя (1168-1196) захватил Призрен и значительно расширил молодое сербское государство. В начале XIII века эти земли вновь захватили болгары, а позже территория Призренской епархии попала под власть Византии. Лишь в 1214 году, во времена сербского короля Стефана Первовенчанного(1196-1227), брата Св. Савы - первого сербского архиепископа, Призренская епархия стала частью независимой Сербской Церкви, первоначально имевшей столицу в Жиче. Первый преемник Св.Савы Арсение I, следуя заветам своего святого предшественника, перенес центр патриархии в новооснованный монастырь Св.Спаса в Пече (Метохия), ставший до 1766 года официальной столицей Сербской Православной Церкви.

В правление сербской династии Неманичей, Призренская епархия стала одной из самых влиятельных епархий Сербской Церкви. На ее территории было возведено множество церквей и монастырей. Храмы Дечан и Грачаницы вошли в сокровищницу памятников архитектуры всемирного значения. Сотни образованных монахов жили в монастырях, которые были центром создания, перевода и переписки книг. Церковь открывала школы, больницы и приюты. Расцвета достигло и сербское православное искусство и ремесло: иконопись, фрески, ювелирное дело, художественная резьба. В 1346 г., когда Сербская архиепископия стала Патриархией, призренский епископ стал митрополитом.

Особое место в истории сербского православия занимает день 15 июня 1389 г., день Святого Вита, когда сербское войско под руководством князя Лазаря вступило в неравную битву с силами турок и почти полностью погибло. Князь Лазарь, позже канонизированный Сербской православной церковью, стал героем многочисленных народных песен, так называемого, "косовского цикла", воспевавших правителя, защищавшего свою веру и потерявшего царство земное ради Царствия Небесного. Знаменем возрождавшегося сербского государства стали образы героев народных песен "косовского цикла": Милоша Обилича (одного из первых известных истории славянских террористов, прокравшегося в стан противника, убившего Мурата и погибшего в схватке с воинами султанской свиты), Юг-Богдана (отца девятерых сыновей, приведшего их всех на Косовскую битву и погибшего вместе с ними), храброго Стефана Мусича, знаменосца Павла Орловича, воеводы Ивана Косанчича и еще многих, откликнувшихся на призыв князя Лазаря:

" Кто есть серб и сербского кто рода,

Кто от сербской крови и колена
И на поле Косово не выйдет,
Пусть вовек не знает он потомства,
Женского потомства и мужского!
Пусть ничто ему не уродится,
Ни вино, ни белая пшеница,
Пусть погибнет все его колено!"

Турки окончательно захватили Косово и Метохию лишь в 1455 году и владели этими землями до Балканских войн(1912-1913). После падения Сербской деспотовины в 1459 и смерти Патриарха Арсения II в 1463, Сербская Церковь подпала под юрисдикцию Кнстантинопольской патриархии и Призренская митрополия оказалась в составе Охридской архиепископии. В 1528 г. сербский митрополит Нифонт начал борьбу за самостоятельность Сербской Православной Церкви от Охридской архиепископии. В результате этих действий и при значительной помощи серба-потурченца, великого визиря Мехмеда Паши Соколовича, в 1557 г. при султане Сулеймане Великолепном была воссоздана Сербская Патриархия, а Макарие Соколович (брат великого визиря) стал патриархом в Печи (город в Метохии), после чего большая часть греческого клира в Южной Сербии была сменена на сербов.

11 сентября 1776 за активную поддержку сербским повстанцам турки лишили Сербскую Православную Церковь статуса патриархии, запретив деятельность Печской патриархии, и Сербская Православная Церковь вновь попала под власть Константинопольской патриархии. Наступил период, так называемых, фанариотов, мало заботившихся о нуждах сербской паствы. Службы порой проводились на греческом, а отсутствие пастырской заботы на родном языке вызывало переход сербов, притесняемых турецкими властями и мусульманскими соседями, в магометанство. В 1807, при рашском митрополите Иоаникии Рашская и Призренская митрополии были объединены.

Развернувшая после 1878 года активную деятельность сербская дипломатия добилась в 1898 году права сербам Косова и Метохии самостоятельно избирать себе епископа.

Актуальные вопросы исследования.

Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что Косово имело несомненную стратегическую, экономическую и духовную ценность для сербского государства и народа и в конкретных политических условиях конца XIX века стало одной из основных направлений внешней политики сербского правительства. В этой работе мы попытаемся подробнее рассмотреть сербскую политику по отношению к Косово с 1878 по 1903 год. Эта тема может быть разбита на две подтемы.

  1. Политика Сербии по поддержанию сербского населения на Косово:
  2. поддержка просветительных и церковных учреждений;
    борьба за национальную церковь.
  3. Попытки Сербии решить албанский вопрос:
    изгнание и ассимиляция, как в районах, присоединенных к Сербии до 1912 года;
    контакты с албанскими лидерами с целью оказания на них влияния и, в перспективе, подчинения своему контролю;
    проблема "арбанасов" - существование албанизированного сербского населения, составлявшего, по мнению многих сербских ученых, большинство как в Косово и Метохии, так и во всей Северной Албании.

Необходимо затронуть и такие тесно связанные с предыдущей проблемой вопросы, представляющие интерес с точки зрения доступной нам источниковой базы, как:

  1. Отношение русского общества и русской дипломатии к сербским претензиям на Косово и Метохию.
  2. Деятельность различных иностранных государств (прежде всего России и Австрии ) в Косово.

Общей целью работы можно считать попытку выявления тех тенденций в действиях сербского правительства по отношению к Косово, которые породили современные проблемы сербо-албанских отношений на Косово. Кроме того, нам хотелось бы выделить традиционную линию поведения дипломатии России и других иностранных держав по отношению к сербским и албанским проблемам Косова и Метохии.