МОНТАЖ С БАЛКАН - ОБЫЧНОЕ ДЕЛО


У журналистов немецкой телевизионной станции АРД Фридхельма Бребека, Армина Эберхарда и Стефана Ирана в Югославии изъята кассета, на которой заснято сфабрикованное нападение полиции на село Юник. Как указал ТАНЮГ, террористы сами поджигали дома в Юнике, а журналисты АРД снимали это как „акцию полиции".

Эта ТВ-группа из-за съемки этого сфабрикованного нападения выдворена из нашей страны, также как и Эрих Ратфельдер, журналист берлинского „Тагесцайтунга", и Сали Бекер, британский активист гуманитарной организации, с которыми несколько дней назад произошло то же самое. Ратфельдер выдворен из-за „информации" о массовых захоронениях под Ораховацем, а Сали Бекер из-за подстроенной гуманитарной акции, тоже для нужд медиа. Короче, она возглавляла группу косметских албанцев в переходе через границу с Албанией, где их, в целях съемки сюжета о „переходе границы беженцами" ожидали журналисты Си-Эн-Эн.

У нас конечно нет полных сведений о том, что в последние месяцы опубликовано в мире о событиях в Косово и Метохии, но можно предположить, что кроме обнаруженных были и необнаруженные фальсификаты сообщений, которые как „правдивые" подавались западным потребителям информации.

Это предположение основано не предшествующем опыте сообщений информации с территории бывшей Югославии, в котором так называемый сфабрикованный журнализм был почти обычным явлением,

Самым типичным примером такой информации является британская ТЕ станция ИТН, сотрудники которой в Боснии снимали мусульманина Фикре-та Алича на одном из сельскохозяйственных складов как „узника концлагеря Трнополе". Прг этом, также как и в случае их коллег из АРД и Сали Бекер, случайная ошибка не была причиной дезинформации „из Трнополя". Как установил франкфуртский журналист Томас Дайхман, проведя в течение трех месяцев тщательное расследование, группа британских журналистов, снимавшая Фикрета Алича перед складом во дворе сознательно представила отснятый материал, как „материал из сербского концлагеря". А эти материалы, якобы, „заставили американского президента Буша изменить свою политику по отношению к Сербии".

Дайхман сумел заметить, что речь идет о фальшивке благодаря тому, что он. будучи журналистом, имеет образование инженера-строителя. Он определил, что проволока прибита с той стороны, где якобы находятся заключенные, что вызвало у него сомнения, поскольку по правилам, принятым в строительстве, проволока прибивается с внешней стороны...

В тексте под названием „Лавровый венок за ложь" сараевский журналист Желько Вукович писал в известной книге „Сербия должна умереть. О медийной войне против Югославш" и об одном из самых гнусных сфабрикованных сообщений" иностранных корреспондентов с этой территории, в котором трагическим „героев" бьл девятилетней мальчик Эдин. Один зарубежный журналист и его ТВ-команда попросили этого ребенка за десять немецких марок перебежать через улицу, чтобы они могли его снять

„Согнувшись и с купюрой в руке Эдин перебегает самый опасный в Сараево перекресток возле Института Гигиены - места, где от снарядов и снайперских выстрелов каждый день гибнет не один человек. Эдин промчался как ветер. Также быстро он и вернулся, задыхаясь, но с улыбкой на лице. „Отлично!" Эдин не задумеваясь согласился еще раз пойти на встречу со cмepтью. „Деньги вперед", показал пальцами правой руки. Потом побежал. Снайпер был убийственно меток.

Сараево, между тем, более известно по двум другим, судя по всему, сфабрикованным сообщениям: по гибели людей в очереди за хлебом на улице Васы Мискина и по массовому преступлению на рынке Маркале. Конечно, вся правда об этих событиях не оглашена, но существуют многие показатели, на основании которых можно в качестве достоверного принять утверждение, что обе трагедии были подстроенными для того. чтобы повлиять на решения международного сообщества в отношении войны в Боснии, А то, что речь идет о своеобразном виде монтажа, говорят и факты, что иностранные съемочные группы оказалась в момент трагедии на самом месте событий".

Призеров различного рода фалсификатов в сообщениях иностранных масс-медиа из бывшей и нынешней Югославии так много, что стоит упомянуто только о самых типичных. Например, из французского „Актуала" о том, что „сербские орудия разрушили вуковарский мост на Неретве". Река Неретва течет через Мостар (в Герцеговине), а не через Вуковар (в Восточной Славонии), Старинный мост на Неретве разрушила хорватская артиллерия, которой командовал генерал Туджмана Праляк, который по профессии кино режиссер.

„Стратегический пункт, который уничтожили сербы, Вуковарский мост, был величественным произведением архитектуры 17 века и исторической достопримечательностью хорватского народа (!)", -отметила эта газета. Точно также сцены на улицах разрушенного Вуковара 1991 года были позже показаны в репортажах западного телевидения как бои в Дубровнике.

А в журнале „Ньюсвик" в августе 1992 года опубликована фотография худого как скелет человека, который обозначен как узник (мусульманин) сербского концлагеря Трнополе. Оказалось, что это был серб Слободан Конович, который вместе с братом арестован за кражу.

Б.Радивойша