МАКЕДОНИЯ ПОД ПРИЦЕЛОМ ВЕЛИКОАЛБАНСКИХ СТРАТЕГОВ


В тени маневров НАТО на юге Балканского полуострова и опасений США в связи с новыми террористическими актами исламских фундаменталистов Македонии все сложнее удовлетворить требованиям международного сообщества, продиктованным актуальными событиями в ее ближайшем окружении,

Начинает набирать обороты предвыборная кампания. 18 октября пройдут выборы в Народное собрание Македонии. Кандидаты от 35 партий будут соперничать за 120 депутатских мест в парламенте. Несмотря на то, что избирателей интересует в первую очередь экономическое положение, гарантирующее „лучшее будущее", так называемый „всеалбанекий вопрос" не дает покоя политическим субъектам, стремящимся во что бы то ни стало войти во власть в этом новом балканском государстве.

Жаркое лето в Македонии прошло под знаком создания коалиций, включая и возможный союз двух крупнейших албанских партий: центристской Партии демократического процветания Абдурахмана Алити (коалиционный партнер в действующем трехпартийном правительстве премьера и лидера правящего Социал-демократического союза Бранко Црвенковского) и радикальной Демократической партии албанцев Арбена Джафери, число Сторонников которой неизменно растет вследствие открытой пропаганды сепаратистских целей.

Выбор стратегии

Несмотря на желание особо не афишировать великоалбанские цели в этой части „всеалбанского пространства" или хотя придать им иной смысл, нежели в соседнем Косово, эвентуально возможное предвыборное объединение двух крупнейших албанских партий в Македонии преследует как минимум две цели. Вместе с желанием захватить как можно больше власти благодаря союзничеству (или без него) все прозрачнее становится желание радикально решить албанский вопрос в Македонии. Судя по информации, которая просачивается из избирательных штабов в Тетово, выбор стратегии не зависит только от их направления, но и от поведения македонского политического блока - как партии власти, так и оппозиции.

Лидеры албанских партий больше и не скрывают, что в рамках заданных целей ясно видят контуры неминуемой перестройки молодого государства на юге Балкан, Эти крупные перемены должны протекать поэтапно, начиная с регионализации, за которой последует федерализация и наконец отделение западной части Республики.

Опираясь на актуальную политическую и информационную ситуацию в южной сербской провинции и на нескрываемую поддержку Тираны и западной части международного сообщества крайне националистическийстратег радикального блока албанского меньшинства Джафери заявил, что македонские албанцы должны сформировать свое правительство и парламент. Если этого нельзя будет достичь политическими средствами, он не исключает силового варианта. Спустя несколько лет после проведения антиконституционного референдума среди македонских албанцев о создании своего государства в государстве под названием „Иллирида" лидер вроде бы умеренной Партии демократического процветания Алити. теперь уже пренебрегая согласованной стратегией, предупреждает правительство Црвенковского (в составе которого работают и пять министров от ПДП), что, поскольку права албанцев в Македонии не соблюдаются, он будет добиваться сначала специального автономного статуса, а потом и отделения от Македонии ее западной части, где компактно проживает албанское население.

Контуры „Иллириды"

Нескрываемое стремление лидеров македонских албанцев к великоалбанским целям заставило аналитиков в Скопье и дежурных „стражей" македонских постулатов, которые легли в основу отделения Македонии от бывшей Югославии, констатировать, что сейчас „линия, отделяющая холодный мир от горячей войны, стала еще тоньше''. По существу из этих предупреждений можно сделать вывод, что Македония висит на волоске от войны. Взрывы бомб в македонских городах, за которые никто до сих пор не взял на себя ответственность, открытая поддержка македонскими албанцами действий сепаратистов в Косово, блокада органов местного самоуправления в западной части Македонии, разрушение православных храмов, массовые драки на этнической почве в Тетово... предупреждают о том, что так называемый „всеалбанский вопрос" больше не может и не должен замалчиваться.

Правда, после военного краха террористической организации, называющей себя Армией освобождения Косово, македонская точка зрения на ситуацию в ближайшем окружении стала более реалистичной. Македонские лидеры призывают косовских албанцев сесть за стол переговоров с представителями сербского правительства.

А то, что македонская оппозиция драматично предупреждает, что албанское руководство призывает „свой народ'' к бунту, сепаратизму, подрыву конституционного порядка и в то же время играет с безопастностьй всего региона, служит не только политическому маркетингу, но и отражает действительное беспокойство за безопасность и будущее страны.

Косово как напоминание

По оценке многих аналитиков и некоторых западных дипломатов в Скопье, правящая македонская элита все труднее связывает с реальностью свои часто противоречивые взгляды на развитие кособокого кризиса. Косовский конфликт, поскольку он представляет собой внутреннее дело Сербии и Югославии, должен решаться политическими средствами - такова позиция официального Скопье. Это повторил недавно на встрече со своим югославским коллегой Живадином Йовановичем в курортном местечке Буяновачка-Баня (2 августа с.г.) министр иностранных дел Македонии Благое Ханджиски. Он подчеркнул, что его страна выступает за последовательное выполнение международных договоренностей в целях сохранения мира, стабильности и добрососедства и отвергает любые попытки перекроить границы на Балканах. Но. с другой стороны, никто из представителен правящей элиты в Скопье не отреагировал публично, на слова лидера ПДП, которая по-прежнему является коалиционным партнером партии власти, сказавшего, что террористической организации косовских албанцев принадлежит роль защитника. Не было официальной реакции и тогда, когда Алити назвал Косово „Республикой", а одного из косовских лидеров, любимца западных центров власти, особенно США, Ибрагима Ругову - „президентом".

В разгар предвыборной кампании партийным лидерам будет нелегко ответить на множество неприятных вопросов избирателей, опасающихся за будущее своей страны. Ведь мало кто из македонцев не знает, что часть огромного арсенала разграбленного s Албании оружия, которое переправлялось косовским террористам, осела и в их стране. Если сейчас идет набор македонских албанцев в террористические банды, оперирующие в Косово, то скоро может случиться, что они будут направлены на „неполитическое решение албанского вопроса в Македонии", как открыто заявляют в штабах албанских лидеров в Тетово. Больше почти ни для кого не только в Скопье, но и на Западе, не секрет, что АОК имеет свои базы и нелегальные партизанские группы и в западной части Македонии. Все большее значение приобретают каналы, по которым идет переброска оружия и террористов из Албании: „Шарпланинские ворота" и неохраняемая граница близ Добра, Об этом говорят и некоторые западные источники и крупные мировые информационные агентства, хотя этот канал существует еще со времени прошлогодних беспорядков в Албании. Одной из задач миротворческого контингента ООН в Македонии, получившего подкрепление в лице российских военных и гражданских наблюдателей, а также 300 скандинавских военнослужащих, будет ликвидация каналов, по которым идет контрабанда оружия и живой силы для пополнения рядов албанских сепаратистов не только в Косово, но и в Македонии.

Если учесть резкое увеличение численности албанского населения в Македонии, многие великоалбанские цели могут быть и пролонгированы, поскольку все равно „время работает на албанское дело". Сейчас число албанцев из общего числа населения Македонии увеличилось вдвое по сравнению с тем, что было в бывшей Югославии. Не зря один из лидеров македонских албанцев считает, что „албанский вопрос для Македонии гораздо серьезнее, нежели для Сербии".

М ладен Станчич