Маргарита Николаевна Черных
Доктор исторических наук
Институт Славяноведения РАН
 

Проблемы во взаимоотношениях поляков с национальными меньшинствами в межвоенной Польше.

 

Ни развал многонациональных империй России, Германии и Австрии в конце I мировой войны, ни призыв Парижской мирной конференции исходить при определении границ восстанавливаемого Польского государства из этнографического принципа, а не из исторического права не остановили польские правящие круги в их стремлении возродить Польшу в границах 1772 г. хотя это неизбежно превратило бы ее в многонациональное государство. В 1918-1920 гг. к Польше насильственным путем были присоединены земли Западной Украины (около 5 млн. украинцев), Западной Белоруссии (около 2 млн. белорусов), а также часть литовской территории с г.Вильнюсом (100 тыс. литовцев). От Германии к Польше отошли в 1919 г. Познаньщина, а на основе плебисцитов 1920 - 1921 гг. часть западных польских земель в Поморье и Верхней Силезии (более 1 млн. немцев). В новой Польше проживали также многочисленное еврейское меньшинство (3.200 тыс.), русские (100 тыс.), чехи (27 тыс.) и другие более малочисленные национальные группы. В результате треть населения Польской республики было инонациональным.

Отношения с меньшинствами регламентировал Договор о защите меньшинств, подписанный польским правительством 28 июня 1919 г. Его статьи, уравнивавшие в правах национальные меньшинства с поляками, почти полностью вошли в польскую конституцию 1921 г., а основные из них сохранились и в конституции 1935 г. Демократическое законодательство Польской республики в национальной сфере являлось серьезной предпосылкой для урегулирования межнациональных противоречий. Однако оно не стало объективным средством в деле их разрешения. Этому препятствовали политические настроения всех субъектов межнациональных отношений. Они зависели от устойчивых, не поддающихся быстрому изменению установок национальной психологии, формировавшихся под влиянием исторического прошлого, религии, культуры, национального самосознания и т. п.

Государственно-образующую польскую нацию, пережившую в XVIII в. трагедию утраты государственности, а затем почти полуторавековой период национального угнетения, воспитывавшуюся в течение этого времени на идее восстановления великой Польши, характеризовали такие черты, как национальный эгоизм и склонность к национальному максимализму. Эти качества помогли полякам добиться возрождения Польши (хотя и не полностью в границах Речи Посполитой), не считаясь при этом с интересами ряда соседних народов. В новых условиях они прежде и больше всего заботились о собственных национально-государственных интересах - об укреплении Польского государства, расположенного между Германией и Советской Россией. Опасность предъявления последними претензий на свои бывшие земли заставляла поляков спешить с интеграцией национальных меньшинств, нередко игнорируя их социально-экономические и национальные интересы. Это, естественно, вызывало ответную негативную реакцию меньшинств, оказавшихся в составе Польши вопреки своей воле. В других случаях поляки, считавшие себя хозяевами страны, чувствовали себя ущемленными со стоны немецкого и еврейского меньшинств. Столкновения различных установок национальной психологии во взаимоотношениях поляков с украинским, белорусским, немецким и еврейским меньшинствами серьезно влияли на общественно-политическую жизнь Польши. В связи с этим рассмотрим некоторые примеры подобных столкновений и их политических последствий.

Украинское и белорусское меньшинства.

Украинцы и белорусы в Польше, являясь автохтонным населением, проживали в основном компактно, составляя большинство в нескольких воеводствах, расположенных вдоль границы Польши с советскими республиками - Украиной и Белоруссией. Поляки на восточных землях, по социальному положению главным образом помещики, были в меньшинстве (10%).

На протяжении всего периода разделов Польши поляки не мыслили восстановления своего государства без украинских и белорусских земель. Они

считали, что им на этих землях предназначено выполнить культурную миссию - править элементы западной цивилизации и идеал "Великой Польши" украинцам и белорусам и тем самым сделать из них "культурных поляков". После обретения независимости польские власти стали проводить на присоединенных землях политику полонизации и планомерную работу по отрыву этих народов от России, признавая, что православное население в культурном и духовном отношении сильно связано с ней.

Правящими кругами не учитывалось, что за 150-летний срок разделов Польши поляки потеряли политическое влияние на эти народы, которые в свою очередь утратили привычку считать польскую власть законной и подчиняться ей, что в их памяти остались лишь тяжелые воспоминания о Речи Посполитой, где они подверглись закрепощению и национальному гнету. Польская политическая элита, относясь к этим славянским меньшинствам с чувством превосходства, рассматривала возникшие у них национальные движения как надуманные, искусственные и временные, игнорируя серьезное продвижение их национального самосознания, происшедшее во время I мировой войны и революций в России. Тогда попытки Германии, большевиков и даже Польши (выдвинувшей в 1920 г. лозунг независимой Украины во время похода на Киев) привлечь на свою сторону белорусов и украинцев способствовали укреплению в их национальном сознании понятий о национальной и социальной свободе, о самостоятельном государстве, о национальной школе и т.д. У белорусского и украинского народов рождались надежды на лучшую жизнь, на изгнание польских помещиков, на получение земли. Однако эти надежды перечеркнули завоевательные войны поляков. Присоединенное население встретило поляков с откровенной враждебностью, организовав против них партизанскую борьбу.

В подавляющем большинстве украинцы и белорусы были крестьянами (91%) причем малоземельными и безземельными. Для них главным было решение земельного вопроса. Однако власти нового государства вместо скорейшего проведения аграрной реформы произвели здесь наделение землей поляков - бывших легионеров Пилсудского в целях полонизации восточных воеводств. Аграрная реформа 1925 г. не сняла проблемы земельного голода для мастного крестьянства. Кроме того, украинцам и белорусам приходилось постоянно сталкиваться с нарушением своих национальных прав в различных сферах. Например, уменьшалось количество национальных школ, вместо них создавались школы с двойным языком обучения, что позволяло преподавать большинство предметов на польском языке. Польская армия также стремилась всеми силами сделать из солдата, принадлежавшего к национальному меньшинству, поляка. По мнению правящих кругов, армия "должна быть национальной не только по названию, но и по духу".

Протестуя в различных формах против польской политики, обострявшей социальные и национальные антагонизма, украинцы и белорусы все больше стали связывать удовлетворение своих нужд с национальным освобождением. Их; интересы становились несовместимыми с интересами Польского государства.

Наиболее остро на несправедливые действия польских властей реагировали украинцы, особенно проживавшие в Восточной Галиции и добивавшиеся для нее автономии. В их среде, помимо общественно-политических партий и объединений, возникла экстремистская организация - Украинская военная организация (УВО). Она совершала террористические акты против представителей властных структур, провела акцию по поджогам и уничтожению польского частного и общественного имущества, заявляя этим об антипольских настроениях украинцев. В ответ власть организовала кампанию "пацификации" (усмирения), в которой пострадало 15 тыс. украинцев. Лидеры украинского движения не организовывали открытых выступлений, с требованием независимости. По их мнению, его следовало выдвигать только в условиях внешней угрозы Польскому государству. До этого момента главной задачей движения они считали дискредитацию польской государственности и власти в глазах населения с целью усилить в нем националистические и сепаратистские настроения.

В том же направлении действовали компартии Западной Украины и Западной Белоруссии, тесно связанные с Коминтерном. Большая часть украинского и белорусского населения по причине низкого уровня своего социально- экономического положения была чрезвычайно податлива на коммунистическую агитацию и пропаганду этих партий, обещавших получение земли без выкупа, национальную свободу и т.п. и тем самым настраивавших его против Польского государства.

Таким образом, в силу своих установок национальной психологии польские власти сделали многое для того, чтобы у славянских меньшинств сформировалось устойчивое отрицательное отношение к полякам и Польскому государству, чтобы они ощущали себя инонациональным населением, у которого не было и не могло быть стремлений к сотрудничеству и единению с польским обществом.

Немецкое меньшинство
 

Для немцев западных земель Польши, зажиточных, особенно по сравнению с местным польским населением, стоявших на высоком уровне цивилизации, отличавшихся ярко выраженными национальным самосознанием и культурой, занимавших главенствующее положение в экономике, ставшей высокоразвитой когда эти земли находились под властью Пруссии и Германии, в течение многих десятилетий проводивших политику германизации поляков, присоединение к Польше было труднопереносимым. В случае участия в плебисците немцы голосовали против присоединения. На свершившееся извечно пропитанные духом национализма немцы отреагировали значительной эмиграцией, демонстрируя нежелание превращаться из господствующей нации Германии в национальное меньшинство в неустроенном Польском государстве.

Оставшиеся же немцы (около 700 тыс.) только внешне сохраняли лояльность к полякам, поскольку целиком и полностью остались ориентированными на Германию, на ее антипольскую пропаганду, включавшую призывы к пересмотру границ с Польшей. Основной их задачей стало сохранение немецкого духа западных земель путем противодействия проводившейся новой властью политики "реполонизации" польского населения и противостояния национально-государственным интересам польского народа.

Отношение польского правительства к немецкому меньшинству было двойственным. С одной стороны, учитывая значимость западных областей для Польского государства и его военно-промышленного потенциала, а также не желая давать поводов Германии, проявлявшей исключительную заботу о немецком меньшинстве, к обострению отношений с Польшей, власти стремились быть толерантными к этому меньшинству и сотрудничать с ним. С другой стороны, антипольская деятельность немцев оскорбляла патриотические чувства поляков, постоянно напоминая им о прошлой жесткой политике германизации. На этой основе произрастала взаимная ненависть немцев и поляков. Последние были вынуждены противостоять немецкому напору и давлению, но при слабости польских экономических позиций, при недостатке необходимых капиталов сделать это было чрезвычайно сложно.
 
 

За период интенсивной фашизации немецкого меньшинства, происходившей в 30-е годы, когда каждый 7-ой немец стал членом национал-социалистических организаций, поддерживавших агрессивные намерения Гитлера в отношении Польши, оно превратилось в "пятую колонну", готовую оказать помощь германской армии при ее нападении на Польшу. Таким образом, в течение межвоенного периода полякам не удалось изменить прогерманскую oриентацию немцев и побороть их антипольские настроения.
 
 

Еврейское меньшинство.

Одной из главных причин появления в Договоре о защите меньшинств специальных статей о правах евреев явились сведения, полученные великими державами от международных еврейских организаций, о враждебном отношении поляков к евреям. Это указывало на то, что антисемитизм поляков приобрел значительный масштаб и играл существенную, отнюдь не положительную роль в польско-еврейских отношениях.

Представления о том, как часть поляков оценивала польско-еврейские отношения в межвоенный период может дать книга П.Влодарского "Национальные проблемы в возрожденной Польше", вышедшая в 1936 г. В специальном разделе книги автор изложил свое понимание исторических факторов, повлиявших на негативное отношение поляков к евреям. Поэтому книга Влодарского предстает своеобразным историческим документом и заслуживает того чтобы познакомиться с ее основными положениями.

Согласно Влодарскому, евреи, появившиеся в Польше в ХШ в., будучи лично свободными, оказались в привилегированном положении по сравнению с большинством польского населения - крестьянством, находившимся в зависимости от феодалов. Кроме этого, польские князья, а затем и короли, заинтересованные в получении денежных кредитов от евреев, наделили их правом заниматься торговлей, ростовщичеством, приобретать недвижимость, а также свободой отправления религии и культурного развития. Уже в те отдаленные времена особое социальное положение, иная религия евреев, их замкнутый образ жизни в общинах, связанных круговой порукой, вызывали у польского крестьянина чувства подозрительности, предубеждений и отчужденности.

Факт привлекательности польских условий для евреев Влодарский подтверждал свидетельствами переписей населения (первая из них состоялась в 1765 г.), зафиксировавших постоянный рост численности еврейского меньшинства в Польше. В силу особенностей своего положения и занятий, а также значительной численности евреям удалось приобрести монопольные позиции в торговле, финансовой деятельности, а затем и в свободных профессиях. Благодаря этому в феодальный период они заняли место "третьего сословия", а в капиталистическую эпоху - "среднего класса" в польском обществе, не являясь, однако, интегральной частью этого общества. На это показывала и их политическая позиция. В период разделов они по преимуществу сотрудничали с новыми властями, не принимали активного участия в польском национально-освободительном движении. К тому же в конце XIX в. международные еврейские организации заявили о евреях как о особом народе, стремящемся к созданию собственного государства, начав в связи с этим особо опекать польских евреев.

В восстановленном в 1918 г. Польском государстве евреев проживало 3.200 тыс. человек, что равнялось 1/4 всего еврейского населения в мире. Доминирующую роль в хозяйственной деятельности еврейского населения продолжала играть торговля и легкая промышленность, которые в силу быстрого оборота капитала давали значительную прибыль. Торговлей занималось 34,5% трудоспособного еврейского населения, тогда как на остальную часть населения Польши, участвовавшего в этой сфере деятельности приходилось 1,5-2%. В Варшаве, в частности, принадлежавшие евреям промышленные и ремесленные предприятия заполняли своей продукцией рынки сбыта на 70-95%. По мнению Влодарского, такая ситуация в структуре польского общества являлась порочной, поскольку не отвечала жизненным требованиям новой Польши и обостряла польско-еврейские отношения.

К тому же, как отмечал Влодарский, и в возрожденной Польша евреи продолжали занимать "негосударственную" политическую позицию: они вели борьбу с правительством в Сейме, не отмежевались от антипольской кампании, развернутой международной еврейской прессой в связи с заключением в 1934 г. польско-германского пакта о ненападении, выступали против еврейских депутатов, вошедших в Беспартийный блок сотрудничества с правительством, клеймя их как предателей еврейских интересов.

На основе своей трактовке польско-еврейских отношений Влодарский делал вывод, что отношение поляков к евреям определялось не антисемитизмом, т.е. не религиозно-расовыми предрассудками, а естественным стремлением первых к созданию польского среднего класса, к освобождению от "еврейской экономической гегемонии". По его мнению, выход из сложившейся аномальной ситуации следовало искать обеим сторонам - и польской и еврейской, добиваясь компромиссных решений, государству же надлежало включиться в перестройку социальной структуры еврейского населения, направив часть его в производственные сферы, а также проводить совместно с еврейскими организациями эмиграцию евреев из Польши в количестве 30 тыс. человек ежегодно. Естественно, что такого рода меры не могли быть безболезненными для еврейского населения. Полякам же предлагалось считаться с тем, что сформировавшееся в течение 7-ми веков положение быстро изменить невозможно.
 
 

Следует заметить, что Влодарский, заботясь о предупреждении опасного для Польского государства развития внутренних национальных конфликтов, в монографии "Польша и европейские национальные проблемы" (апрель 1939 г.) высказался за принятие европейскими странами международных резолюций о ненарушаеыости границ существующих государств, о сохранении их территориального status quo, полагая, что с их помощью можно заставить меньшинства отказаться от национально-освободительных идей и действий.
 
 

Однако разрешение сложных проблем существовавших в отношениях поляков со славянскими и немецким меньшинствами пошло иным путем. В 1939 г. в результате военных операций со стороны внешних факторов - Германии и Советского Союза, объединивших свои усилия, от Польши были отторгнуты западные и восточные (украинские и белорусские) земли. Для поляков эти стадо очередным разделом их государства, новой трагедией. Немецкое меньшинство отнеслось к возвращению западных земель в лоно Германии как к акту восстановления справедливости. Присоединение территорий славянских меньшинств к УССР и БССР было воспринято большинством украинцев и белорусов в Польше как открывшаяся перспектива для изменения их социально-экономическою положения, как желанное национальное объединение и приобретение собственной государственности (чем все это обернулось в действительности - это уже другой вопрос).

Несомненно, решающую роль в разрушении Польского государства сыграли внешние факторы, но вместе с тем и внутри Польши существовали обстоятельства, которые облегчили внешним силам выполнение их задачи. Они состояли, с одной стороны, в том, что в межнациональных отношениях сложилась остроконфликтная ситуация, при которой у каждого участника этих отношений взгляды на свое будущее не совпадали. В свою очередь такое положение вещей возникло, на наш взгляд, по причине того, что поляки в XX в. решились создать многонациональное государство на основе архаичного исторического права. В результате это государство объединило различные по историческому опыту, по национальному самосознанию, религии, культуре и уровню цивилизационного развития народы, у которых не было и со временем не сформировалось целей и задач, объединяющих их с польской нацией, в связи с чем у них не существовало и кровной заинтересованности в сохранении Польского государства. С другой стороны, польский народ, заново приступивший после длительного перерыва к формированию своей государственности и не обладавший достаточными материальными ресурсами и политическим авторитетом, не смог выполнять ведущей роли в многонациональном государстве, на которую он претендовал, считая себя хозяином страны. Таким образом, польский эксперимент по интеграции разнородных национальных сообществ в единое сплоченное целое потерпел неудачу, видимо, потому, что был нереалистичен, неосуществим в данных конкретных исторических условиях.

 вернуться