Краткое эссе о том, что и как оптимизирует рынок.


[Форум Rossia.org] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Тошик 16:56:10 21/09/1999:

 
По-видимому, после моих ответов снова возникнет вопрос: "а почему это Вы считаете, что рынок — оптимизирует ?" 
Самое время на него ответить. Не претендуя на глубокое исследование, я просто кратко изложу механизм, который должен быть вполне понятен любому, слушавшему минимальный курс матанализа. 
 
Итак, что вообще можно оптимизировать в общественном производстве и потреблении ? Суммарную "полезность". Это несколько тавтологичное определение, в котором под словом полезность подразумевается "то, что люди стремятся максимизировать", становится осмысленным тогда, когда мы выясняем, как происходит максимизация, и убеждаемся, что этот процесс обладает характерными признаками именно ее. 
(приведенное выше — не издевательство над логикой, а нормальное рассуждение в стиле общественных наук. Если кому интересно, могу дать ссылки на доказательства того, что иначе нельзя рассуждать в общественных науках вообще) 
Итак, что делает человек, чтобы "максимизировать полезность" ? Он идет и требует то, что ему нужно от других людей, организаций и государства. Очевидно, задача вообще имеет смысл только в том случае, когда ресурсы потребителя ограничены. Тогда, из пожеланий потребителей складывается общественная структура полезности. Это понятие становится осмысленным, опять же, только тогда, когда мы допускаем сравнение полезности разных благ. Человек обычно может сказать, что билет в оперу ему требуется больше, чем одна сосиска, а автомобиль — больше, чем билет. (вариант: За величие Россиийской империи не жалко отдать жизнь, а за величие ельцинской России не хочется пожертвовать даже слепым котенком) Таким образом, мы получаем уже структуру спроса на блага низшего порядка — непосредственно потребляемые. 
Что делает возможным обмен, если точную стоимость обмениваемого блага человек установить не может, он имеет только порядковую шкалу ? Ответ на этот вопрос дал Адам Смит — сделка происходит тогда, когда обе стороны считают, что получают НЕ МЕНЬШЕ (не столько же !), чем имели. 
Итак, мы имеем упорядоченное множество точек в пространстве общественных предпочтений. Заметим, что, даже при наличии выделенного товара — денег, это множество имеет право и не быть вполне упорядоченным — предположим, два человека имеют представления о некоторых двух благах, как высших в иерархии. Если они никогда не встретятся, чтобы их обменять, сравнительная ценность этих благ останется неизвестной. При наличии денег, естественно, требуется, чтобы хотя бы одно такое благо никогда не пытались купить/продать. 
Итак, нам нужно найти максимум. Как это сделать ? Собственно, я не напрасно упомянул об анализе. Вся оптимизация начинается с одной очень простой теоремы — теоремы Ферма об экстремуме функции, требующей, чтобы в точке экстремума производная была равна нулю. Обобщение этой теоремы есть принцип маржинализма, открытый в прошлом веке (а мудрый Маркс его не заметил :-), и утверждающий, что условием экономического оптимума является равенство предельных полезностей по всем потребляемым ресурсам. Действительно, если мы запишем это условие (когда можно :-) в дифференциальном виде, мы получим равенство производных по всем направлениям. Т.е. равенство их всех нулю. Это, конечно, не достаточное условие дифференцируемости :-), но ведь мы говорим об обобщении. 
Теперь, нам надо построить процесс, сходящийся к этой точке. Но ведь рынок именно это и делает ! Поскольку пока мы не затронули вопросы производства, у нас чисто обменная экономика. Процессы в ней достаточно хорошо изучены, многократно моделировались в разных вариантах, и можно сказать, что последовательность обменов по правилу А.Смита, возникающая при случайных (илю любых достаточно разнообразных) встречах агентов рынка, сходится к равновесию при достаточно общих условиях. Равновесию, в котором невозможны обмены, т.к. все предельные полезности приблизительно равны. В такой модели возможна циклическая ситуация, когда какой-нибудь товар будет ходить по кругу. Однако, как только мы вводим в модель деньги, циклы становятся невозможными — лица с "неправильными" предпочтениями, из-за которых возникает цикл, разоряются ... или меняют предпочтения :-). 
Интересен вопрос с локальными экстремумами. Для того, чтобы не возится с этой проблемой, экономисты обычно постулируют вогнутость предпочтений. Есть основания полагать, что эта ситуация верна и в реальном мире, т.е. достигаемый максимум — глобальный. 
Когда мы вводим в систему производство, она становится много более сложной и интересной, но ... для принципа маржинализма ничего не меняется ! По-прежнему, условие оптимума — равенство предельных полезностей всех потребляемых ресурсов, но теперь равны еще и предельные производительности факторов производства. В том числе и зарплаты. Что, между прочим, означает, что рабочий получает за свой труд ровно столько, сколько зарабатывает, а капиталист — столько, сколько стоит его фактор — капитал, накопленный ранее. А предприниматель получает прибыль, которая приходится на "фактор предприимчивости", самый трудноопределимый. 
Что еще интереснее — не меняется и способ поиска равновесия — тот же метод сравнения стоимостей, выполняемого всем обществом. Всеми людьми и всеми фирмами. 
Действительно сложной задача становится только тогда, когда мы вводим фактор времени. Каждый, сталкивавшийся с задачами оптимального управления, знает, что решение на ограниченном отрезке кардинально отличается от решения на всей временной оси. Первое обычно приводит к решениям вида "продать все в последний момент, а там — хоть трава не расти !", а второе обязательно требует дисконтирования, иначе расходится. 
Тем не менее, для квазистационарного случая, эта задача решена австрийцами — Бем-Баверком и фон Хайеком ... тем же способом. На основе предположения о том, что люди могут сравнивать и разнесенные по времени блага. Так сказать, джинсы сегодня лучше, чем ящик пива, а джинсы завтра — хуже. 
Именно здесь — единственное место, в котором есть хоть какой-то шанс подправить рынок. Дело в том, что рассеянное в рынке знание не работает на временных интервалах, сравнимых с человеческой жизнью. Поэтому, мы можем — если у нас есть знание о будущем, например, из наблюдения за явно более развитыми странами, — построить инфраструктуру, которая понадобится завтра, подготовить специалистов и т.п. Но — не больше. В краткосрочном периоде рынок справится с оптимизацией сам. 
 
На сем, я заканчиваю увлекательное занятие рассказом о том, как рынок оптимизирует экономику. Как видите, я не стал вдаваться в детальное описание оптимизации производства. Но, надеюсь, те, кто со мной общаются не первый день, поверят, что я могу это сделать :-). 
 
Теперь, пора вновь за работу ... 
 


Ответы и комментарии:


[Форум Rossia.org] [Начало] [Написать ответ]