Свои своих не познаша. (Хорошие новости из Чечни)


[Форум Rossia.org] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Пионер 15:12:11 16/11/1999:

r11169921.jpg

 
Помнится, несколько лет тому назад в Грузии шальная пуля попала в голову проезжавшему по тамошнему шоссе резиденту США. И вот опять Мировое сообщество понесло тяжелую утрату. Мораль? Не суйтесь в наши щелочки, не лезьте в наши дырочки ...
 
 
======================================================================
 
"Известия", №215 от 16.11.1999г., cтраница: 2
 
 
             Смерть шпиона
 
 
История гибели человека, который спас Сараево от жажды, но не доехал до Ачхой-Мартана
 
 
Евгений КРУТИКОВ
 
 
Первым о нем заговорил не кто иной, как британский генерал Майкл Роуз, командовавший миротворческими силами в Боснии и Герцеговине. По словам генерала, "этот парень" пытался наставить его на путь истинный и требовал принять жесткие меры против сербов (речь шла о конкретном случае, когда Роуз отказался атаковать сербские силы, мешавшие мусульманским отрядам вблизи Сараево). Генерал выгнал "нахала" (по его собственным словам) взашей.
 
 
Но он вернулся.
 
 
Фред Кьюни был легендарной личностью. В Сараево он приехал как представитель техасской строительной фирмы, которой владел на паях с отцом и братом. У него был подряд на сугубо мирное строительство, которое в условиях блокады Сараево становилось жизненно важным для всей системы стратегической обороны столицы Боснии. Фред Кьюни построил в Сараево новую систему водоснабжения и вывел ее из общей системы снабжения водой центральной Боснии, что позволило бесконечно долго продолжать оборону города, не испытывая недостатка в воде. Кьюни был одним из тех "тихих американцев", которые выиграли войну в Боснии и, кстати, неплохо на этом заработали.
 
 
Затем Кьюни видели в Северном Ираке. Он что-то там такое делал с беженцами-курдами. Что — точно никто не знает. Его несколько раз встречали знакомые журналисты из американских и британских газет, причем каждый раз Фред был страшно занят в лагерях курдских беженцев. Его пребывание в Северном Ираке совпало с подготовкой ЦРУ покушения на Саддама Хусейна руками курдов и затем общекурдского восстания, с помощью которого пытались развалить Ирак как государство.
 
 
Затем Фред Кьюни ненадолго исчез. Вновь его увидели уже в пятизвездочной гостинице "Асса" в Ингушетии, где молодой и симпатичный американец, неплохо говоривший по-русски и пытавшийся выучить чеченский и ингушский языки, проводил вечера, занимая один из самых лучших номеров. Кьюни любил выпить с ингушами и российскими военными, а наутро на попутных машинах отправлялся в Чечню, где проводил весь день, а иногда и оставался ночевать, хотя никто никогда не знал, где и у кого. На тумбочке у кровати в номере Фреда Кьюни — представителя строительной фирмы, собиравшейся восстанавливать разрушенную Чечню, — оставалась книга Джона Ле Карре "Наша игра", главный герой которой — интеллектуал, агент британской разведки — так проникается идеями борьбы за независимость ингушского и чеченского народов, что бросает все и приезжает на Северный Кавказ бороться против колониальной политики России.
 
 
Фред Кьюни обладал неким планом мирного урегулирования в Чечне, который несколько раз обговаривал с Джохаром Дудаевым и его окружением и даже имел полномочия вести переговоры с людьми из любого чеченского правительства. Мы так и не узнаем, кого именно представлял скромный техасский парень, который практически всегда старался расположить к себе собеседника и заразительно смеялся, демонстрируя только исконно американские черты характера — непосредственность, граничащую с хамством, и самоуверенность.
 
 
В Чечне им занимался Абу Мовсаев — тогда начальник Департамента государственной безопасности (ДГБ), чеченской контрразведки, бывший прораб-строитель с гитлеровскими усиками и пронзительным гестаповским взглядом. Его любимым методом обращения с журналистами (а через знакомство с Абу прошли почти все наши коллеги, занимавшиеся Чечней) было встретить репортера в маленькой комнатке в каком-нибудь захолустье, сидя за столом с лежащим на нем автоматом, и поинтересоваться: "Ты знаешь, что я могу с тобой сделать?". И у него были для этого методы.
 
 
Мовсаев был неплохим контрразведчиком, но он был чеченцем до мозга костей, к тому же ему мешало отсутствие настоящего образования. К концу войны он каждого приезжего считал шпионом и уже ни с кем не церемонился. Именно на этом и сыграли те, кто передал Абу Мовсаеву информацию о том, что якобы в машине Красного Креста, выезжающей в сторону Ачхой-Мартана из Ингушетии, находится российский шпион. Люди Мовсаева задержали машину, в которой находились два врача Красного Креста, русская переводчица и Фред Кьюни, который просто сел в попутку у села Гехи. Сработала классическая система шпиономании, свойственная всем замкнутым военизированным общинам, которую к тому времени уже представляла собой Чечня. По нашим данным, Абу Мовсаев отдал приказ убить всех, кто находился в той машине, даже не удосужившись формально допросить пассажиров. Тело американского гражданина Фредерика Кьюни был похоронено недалеко от Ачхой-Мартана.
 
 
Официально до сих пор Фред Кьюни считается пропавшим без вести, и его семья в США все еще старается сделать хоть что-то для прояснения его судьбы. Посольство США в Москве также несколько раз обращалось с официальными документами, но каждый раз становилось ясно, что эти розыски — не более чем отписка. Фред Кьюни был авантюристом и прожигателем жизни, который рисковал собой ради денег и дела, к которому он относился как к детективным романам про шпионов-интеллектуалов, лежавшим у него на тумбочке в гостинице. Его штатная принадлежность к ЦРУ никогда не будет доказана, поскольку это был бы едва ли не единственный случай такой смерти американского гражданина за границей, тем более в зоне, в которую Госдеп официально рекомендовал не ездить. Кьюни прошел много стран и несколько войн. Он даже спас Сараево от жажды. Но доехать до Ачхой-Мартана ему не удалось.
 


Ответы и комментарии:


[Форум Rossia.org] [Начало] [Написать ответ]