Не толерантен? Получай в морду!


[Форум Rossia.org] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Пионер 12:39:55 13/04/2000:

r04120081.jpg

 
Ну вот, новая забава — ТОЛЕРАНТНОСТЬ. А кто у нас нетолерантен, тех мы по всей строгости плюрализма.
 
Кажись, Асмолов жид известный, последние годы в духе плюрализма и толерантности "реформировал" систему образования (разумеется, опять при щедрой финансовой поддержке скромных подвижников реформ ОТТУДА).
 
 
======================================================================
 
"Известия" №67 (25659) от 12.04.2000, cтраница: 8
 
 
Толерантность стоит миллион американских долларов
 
 
Елена ЯКОВЛЕВА
 
Наше общество медленно пробуждается от спячки, в которой оно пребывало почти целое столетие. Меняются значения ключевых слов общественного словаря — давно ли, например, слово "компромисс" звучало почти как ругательство? И все-таки многие либеральные идеи, ценности, принципы отвергаются с порога, отторгаются. Толерантность, терпимость к инакомыслию — один из таких базовых принципов. Власть, в свою очередь, по привычке спускает приказы сверху: общество, равняйсь, смирно, приказано быть свободными. Именно об этом — сегодняшний разговор с читателем на полосе "Мнения".
 
 
***
 
 
Одну из своих первых подписей победивший на выборах президента Владимир Путин поставил на программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе". Сразу обнаружился "рояль в кустах": ЮНЕСКО объявила 2000 год годом толерантности. И таким образом мы весьма кстати продемонстрировали всему миру свою цивилизованность.
 
 
Однако президенты, даже в очень благополучных странах, редко подписывают символические указы: это не их жанр.
 
 
Вот и подпись Путина относилась к конкретной программе. А программа, как мы помним еще по Продовольственной, — это обязательно комплекс мер, и, как знаем по многочисленным пореформенным, от возрождения комбайностроения до поддержки системообразующих банков, — это почти столь же обязательно деньги. Бюджетные.
 
 
Программа "Формирование установок толерантного сознания..." предполагает введение курсов и факультативов по толерантности в общеобразовательных школах, вузах, институтах повышения квалификации, мониторинг нетолерантных материалов в средствах массовой информации и разработку нормативной базы для пресечения таких случаев, учебные программы и тренинги в силовых ведомствах — в Министерстве обороны, МВД, а также в Федеральной миграционной службе, гуманитарную экспертизу рекламно-игровой продукции, издание и презентацию книг по теме.
 
 
И деньги на выполнение этой программы тоже предусматриваются — около 25 миллионов рублей ежегодно. Это недорого, сказали нам в правительстве, всего лишь около миллиона долларов.
 
 
Толерантность — очень хорошее качество. В отечественном варианте больше известное как "терпимость". Но где начинается финансирование, там кончаются сантименты: стоит ли она таких денег? Одним из авторов идеи и разработчиком программы является доктор психологических наук Александр Асмолов. Мы встретились с ним, чтобы поговорить о том, как появилась программа.
 
 
Между вторым и третьим этажами психологического факультета МГУ висит студенческая стенгазета с укоризненным названием "Ученье — свет! Но тьма учений". А под фотографиями известных преподавателей "облачком" их характерные изречения. Рядом с фотографией Александра Григорьевича Асмолова: "Важно использовать термин "этническая толерантность" и не заменять его термином "терпимость". Я спросила его — почему? Александр Григорьевич ответил, что это так же неверно, как переводить гоголевские "Мертвые души" как "Умершие крепостные крестьяне" — то и не то.
 
 
Александр Асмолов — поэт толерантности. Он признался мне, что это главная идея его жизни. Он увлечен ею безмерно, находит ее исторические истоки то в античности времен Перикла, то в средневековье. Цитирует известное "Париж стоит мессы" как первую формулу толерантности. Подчеркивает, что в обществе есть целый институт, построенный на толерантности, — дипломатия. Сетует по поводу ориентированности культуры на конфликт, а идеологий — на дух противления, повторяет: "Давайте бороться не "против", а "за"!" Переживает, что нетолерантны мы даже в семьях, и жена может заявить мужу: "Близко не подходи, раз голосовал за Явлинского".
 
 
Мир, не признающий толерантности, обречен на геноцид. О Холокосте и геноциде армян Асмолов не может размышлять без слез. Во всем, что он говорит, есть немалая толика истины, очень много пафоса и (при трезвом взгляде) столь же много сумбура.
 
 
Толерантность в определении Асмолова — это нормы жизни с людьми, отличающимися от тебя по взглядам, убеждениям, цвету кожи, этническим, религиозным и другим признакам. Он предполагает заменить "древние формулы", прекрасные, но утопические (типа "возлюби ближнего своего"), на прагматичные и четкие правила, нарушение которых карается. Но на мою просьбу назвать хоть одно такое конкретное правило он уклонился от ответа, сказав, что они существуют в программах.
 
 
Когда я спросила Александра Григорьевича, а уверен ли он, что все многочисленные педагогические и контрольные меры, запланированные в программе, окажутся эффективными, он ответил: "Я очень боюсь, что все это сведется к педагогике. Главное — идеология".
 
 
Но если главное — идеология, то зачем тратить почти миллион долларов на неглавное? И как, по каким критериям оценить и проверить, эффективны или неэффективны были тренинги в МВД или Федеральной миграционной службе, кто их проводил и какие деньги за них получил?
 
 
Александр Григорьевич сказал мне, что люди, приехавшие из Дагестана на такой же тренинг, уезжали назад с другими глазами. Я не хочу сказать, что "другие глаза" — ничего не значащий симптом, но для оценки федеральной программы как минимум нужны опросы тех, у кого глаза стали другими.
 
 
Александр Григорьевич подчеркивает, что бюджетное финансирование для него — дело 125-е. Международные фонды уже готовы дать больше денег, чем запланировало правительство, говорили в Белом доме. Но если так, может, все-таки отказаться от финансирования? Ведь все ждут от Путина либеральных реформ — и все знают, что они должны начинаться со снижения налогов, а значит, неминуемо с сокращения бюджетных трат.
 
 
Еще непонятнее дело обстоит с контрольными мерами. Кто войдет в комиссию, которая будет отслеживать нетолерантные материалы в прессе и на телевидении? Как это возможно при том, что не назван ни один критерий? Не получится ли в этом случае, что обвиняемые перекинут вину на обвинителей и начнется свара, ведь контролеры за толерантностью — не прокурорский надзор?
 
 
Я не кривила душой, когда признавалась Асмолову, что и меня вдохновляет толерантность. В обществе, которое стремительно расслаивается и разделяется по самым разным признакам, это, видимо, спасительная вещь. Но, относясь к толерантности как очень важному ценностному вектору в личном и публичном поведении людей, я твердо убеждена, что никакими искусственными стимуляциями, даже если за них будет заплачено около миллиона долларов, она не устанавливается.
 
 
По-моему, самые лучшие проповедники толерантности — поэты и писатели; вообще ничто так не перечеркивает чуждость другого человека, как талант. В подтверждение этой мысли я рассказала Асмолову о последнем концерте камерного оркестра, где получила урок толерантности. Александр Григорьевич вдохновенно поддержал меня: "В ваших словах — полный ответ. Это не урок — это постижение, посвящение! Мы должны пройти через инициацию на толерантность". Я немного опешила: только мистичности и не хватало такой программе и ее авторам! Но потом успокоилась: я-то инициацию прошла — на концерте классической музыки.
 
 
Любому президенту, премьеру, вице-премьеру, министру и даже заместителю министра на стол кладутся бумаги, которые входят в "белое пятно" его управленческих решений: он по закону их должен подписывать, но изучить их у него нет реальной возможности. Он доверяется подчиненным, его величеству аппарату. Аппарат выбирает из любимых идей и людей — иногда небескорыстно, иногда бескорыстно. С таким же успехом вместо программы толерантности могла бы быть подана на стол Путину какая-нибудь гуманитарная программа взаимопомощи между людьми или программа молодежных инициатив.
 
 
***
 
 
 
Толерантность по-вологодски
 
 
Через полчаса моей "социологической" деятельности у входа в универмаг "Центральный" на меня начали недобро коситься парни в "косухах", "пасущие" гроздь коммерческих киосков. Но, уходя, я все-таки напоследок спросил одного из них, бритого наголо: что такое "толерантность"?
 
 
- Чо? — удивился парень. — Ты, в натуре, фильтруй базар...
 
 
Предыдущие "респонденты" отвечали более конкретно. Студентка Света предположила, что "толерантность или связана с физикой, или, наверное, это какой-то химический элемент". Строгая дама, похожая на учительницу, объяснила, что "толерантность является разновидностью либерализма". "Откуда такое слово? — возмутился на ходу бородатый мужчина. — Я слова такого не знаю!" Бухгалтер Аня связывает толерантность "со сферой художественного искусства", а ее коллега Людмила Афанасьевна — "со сферой общения между покупателем и продавцом". "Мне кажется, — задумалась руководитель частной фирмы Евгения Валентиновна, — что это слово означает терпимость ко всем точкам зрения. Толерантный человек гибок и сдержан в любых ситуациях".
 
 
Виктор ФИЛИППОВ, Вологда
 


Ответы и комментарии:


[Форум Rossia.org] [Начало] [Написать ответ]