Предлагаю рецензию на построения Паршева от либеральных интеллигентов. Новопрудский глуп почти неправдоподобно, и поэтому закономерно сделал блистательную карьеру либерального публициста (2-3 статьи в каждом номере «Известий»). Зато в его разглагольствованиях логика отечественного либерализма видна как на ладони.
Ценно в труде Паршева то, что наши эксперты либерализма перед ним абсолютно беспомощны. По сути, Паршев воспроизвел их логику и показал, что та «рыночная экономика», о которой они грезят, в действительности не существует.
Неспособность наших «рыночников» опровергнуть построения Прашева показала, что они элементарно не понимают предмета, о котором проповедуют. Чем больше они пытаются указать, «а в мире все не так», тем смешнее становится. Им не существующую экономическую действительность надо Паршеву предъявлять, а опровергать его логику. Не могут.
Что-то около года назад один читатель передал мне книгу под названием «Почему Россия не Америка», автор Андрей Паршев. Прочитав эту весьма просвещенную проповедь «нового славянофильства», то есть неизбежности особого пути России и ее принципиальной неспособности стать органичной частью мира, я решил сделать паузу. Выждать момент, когда подобного рода идеи опять станут популярны среди тех, кто формирует государственную идеологию. Мне кажется, сейчас такой момент настал.
Стране угрожает так называемый «симфонический патриотизм». Между тем патриотизм, по моему глубокому убеждению, должен быть «камерным». Не государственным, а человеческим. Не абстрактным и метафизическим, а конкретным и прикладным. Более того, быть патриотом страны можно только став патриотом собственно жизни. Собственности на страну ведь не существует, страна может стать только частью твоего личного существования.
Умный и талантливый автор Паршев, предпославший своему труду пафосный подзаголовок «книга для тех, кто остается здесь», выстроил вполне логичную и гармоничную концепцию непреодолимой экономической отсталости России при любом политическом режиме и способе хозяйствования. Он наглядно и доходчиво показал, что мы всегда будем бедными и что это правильно. Серия, в которой издана книга, называется «Великое противостояние». И противостоять мы должны, по мысли автора, Западу как вечный Восток. Надо ли говорить, что книга стала пользоваться большой популярностью у «патриотических левых сил», блестяще паразитировавших весь ХХ век на гремучей смеси «особого российского пути» с желанием распространить весь наш правильный порядок на остальную грешную Землю.
У нового русского славянофильства есть одно несомненное преимущество перед старым: автор Паршев не считает, что мы лучше Запада. Он считает, что мы принципиально другие. У нового русского славянофильства есть один несомненный изъян: абстракция под названием «Россия» рассматривается автором как единственная объективная реальность, а конкретные люди, «остающиеся здесь», как абстрактные приложения к этой реальности.
Можно со всей пылкой пламенностью Патриота и Публициста доказывать, что Россия слишком северная страна, что из-за этого мы должны тратить гигантские деньги на элементарное жизнеобеспечение, что никакому Западу нет дела до нашей затратной экономики. Но кто сказал, что Россия должна оставаться в неизменных границах? Скажите, как нам поступить с частью северных территорий, где уже кончились или в ближайшие десятилетия кончатся полезные ископаемые, где невозможно никакое земледелие и животноводство даже для «самопрокорма»? С какой стати нам бесконечно держать заселенными эти регионы, обрекая людей на вымирание? Кто сказал, что Россия это обязательно именно та географическая площадь, которая существует на данный момент?
Мне решительно все равно, какая именно по количеству квадратных километров территория будет называться «Россией» через десять, двадцать, сто лет. Но мне очень важно знать, что внутри той территории, которая будет называться Россией, можно зарабатывать деньги, рожать детей, не испытывать голода и холода. Если нормальное, достойное, не на грани нищеты существование в России невозможно в принципе, зачем вообще писать «книги для тех, кто остается здесь». Им не надо объяснять, почему тут жить так плохо. Им не нужно знать способ организации лучшей жизни, их устраивает и такая. Только тогда не надо удивляться, почему люди такого нелепого вида и такого скромного ума маршируют в наших патриотических колоннах.
Все мы гости в этом мире. Назовите тогда граждан, принципиально желающих жить бедно, грязно и кроваво, как это почти всегда происходило в России, экзотическими туристами. Россия по такой логике всегда будет местом этакого экзотического сафари длиной в человеческую жизнь для любителей острых (точнее, тупых, поскольку ничего не меняется) ощущений. Я совершенно не понимаю, почему патриотично любить свою обездоленную страну и непатриотично сделать эту страну процветающей, полюбив ее в новом качестве.
В нашем общественном сознании прочно укоренилось глубочайшее заблуждение, будто бы постоянная бедность, вечное противостояние суровой действительности приближает нас как нацию к неким высотам духа, к высшей правде жизни. Такое приближение никогда не бывает «национальным» оно глубоко индивидуально и зависит от пути, проделанного каждым отдельным человеком. Так что разрешите мне любить Россию в частном, «камерном» порядке и сомневаться в ее непреодолимом материальном уродстве.