Русский вариант для Интернета
Российская цивилизация Евразия
ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ
Научный альманах
Тома 1— 3. Россия и Восток: цивилизационные отношения
Краткая аннотация на 1-3 выпуски
Институт востоковедения РАН при содействии Российского гуманитарного научного фонда ведет издание научного альманаха “Цивилизации и культуры”, посвященного общим проблемам изучения цивилизаций и специфичным вопросам устроения различных цивилизационных образований. В 1994— 1996 гг. было опубликовано три тома альманаха (т. 1— объем — 16 п. л., тираж — 1000; т. 2— объем — 18 п. л., тираж — 2000; т. 3 —объем 26 п. л., тираж — 2500)). В трех выпусках помещено 53 статьи, написанных 40 авторами.
Общая концепция трех выпусков альманаха состоит в том, что взаимодействие России с восточными регионами — постоянный фактор ее истории, а евразийское начало в цивилизационной структуре России — важнейший компонент ее социокультурного и геополитического устройства. Материалы альманаха охватывают следующие аспекты этой общей проблематики:
А. Культурно-цивилизационные и геополитические характеристики распространения России в различные регионы Востока (Сибирь, Закавказье, Средняя Азия) в разные периоды ее истории и отношения, складывавшиеся с восточными обществами, роль государства и народной колонизации, политические и религиозные принципы устроения восточных регионов досоветской России.
Б. Культурные и геополитические последствия распада прежней структуры СССР и характер процессов религиозного и культурного самоопределения восточных регионов.
В. Социокультурные и геополитические факторы в отношениях Россия со странами Азии — Индией, Китаем, Турцией. Межкультурное взаимодействие России и азиатских регионов.
Сквозной принцип трех выпусков состоит в том, что дезинтеграция единой государственно-идеологической системы не устраняет исторически сложившихся связей и цивилизационных принципов регуляции, однако настоятельно требует их модернизации и трансформации.
В ряде материалов, помещенных в первых разделах всех трех выпусков, освещается проблематика своеобразия российской цивилизации, взаимодействия российского общества с культурными типами западной и восточных цивилизаций в разных исторических ситуациях. Альманах освещает как ретроспективу этой проблематики, так и современные повороты в отношениях России с другими регионами, соотношение государственных и цивилизационных начал в устроении России. В ряде статей альманаха освещаются цивилизационные характеристики России как противоречивого соединение общих цивилизационных комплексов Запада и Востока, но вместе с тем и как особого образования, в пределах которого на протяжении многих веков поддерживалась устойчивая государственная система регуляции и социокультурная стабильность, обеспечивавшая сохранение народов евразийского конгломерата. Эта особенность большей частью связана с евразийским началом в Российской цивилизации, которое и обусловливает ее особую историческую роль в этом регионе.
Во втором и третьем разделах каждого выпуска освещаются культурно-исторические связи России со странами "дальнего зарубежья": Палестиной, Индией, Китаем, Турцией. Эти связи носили многосторонний характер, и духовные факторы несли в них особую нагрузку.
В ряде статей рассматривается современное значение принципов евразийства в устроении российского общества. Раскрываются тенденции взаимодействия между различными религиями российского общества, соотношение между этническими, национальными и религиозными факторами, роль политики и духовных факторов в социокультурном, геокультурном и геополитическом устроении Евразии. В заключительном разделе сборников — "Историография Российско-Азиатских исследований", раскрывающий длительную работу общественной мысли над осмыслением проблем, вновь овладевающих вниманием современных умов. Авторы обращаются к анализу идей взаимодействия русской и восточной культур в трудах И.Гаспринского, Ф.Достоевского, Н.Данилевского, К.Леонтьева.
В работе над данным проектом были объединены исследователи из разных научных центров и городов), разной специализации (историки, политологи, культурологи, религиоведы), связанные лишь направлением своих научных интересов (Россия и Восток в прошлом и настоящем) и проявившие себя в научном мире склонностью к макроанализу, основанному на цивилизационном подходе.
Опубликованные материалы по данному проекту стали предметом обсуждения, состоявшегося в Институте востоковедения в июне 1995 г. В 1-3 номерах журнала "Восток" за 1996 г. опубликованы материалы развернутой дискуссии (10 участников) вокруг альманаха "Россия и Восток: цивилизационные отношения".
Подробная аннотация.
ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ
Научный альманах
Тома 1— 3. Россия и Восток: цивилизационные отношения
Вып.
1-3. Главный редактор: Ерасов Борис СергеевичИнститут востоковедения РАН при содействии Российского гуманитарного научного фонда ведет издание научного альманаха “Цивилизации и культуры”, посвященного общим проблемам изучения цивилизаций и специфичным вопросам устроения различных цивилизационных образований. В 1994— 1996 гг. было опубликовано три тома альманаха (т. 1— объем — 16 п. л., тираж — 1000; т. 2— объем — 18 п. л., тираж — 2000; т. 3 —объем 26 п. л., тираж — 2500)). В трех выпусках помещено 53 статьи, написанных 40 авторами.
Естественно, что российской проблематике отдается приоритет. Первый и второй тома имеют подзаголовок “Россия и Восток: цивилизационные отношения. Третий том — “Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения”. Основное внимание уделяется современным проблемам и тенденциям, однако должное место отводится и рассмотрению источников и причинам, определявшим устроение и динамику Евразийского региона.
В интенсивной разработке принципов общего устроения России, которая в настоящее время ведется в общественной мысли России, наиболее значительное место отводится рассмотрению отношений России с Западом и перспективам ее европеизации. Гораздо меньшее внимание уделяется "восточным измерениям" российской истории и ее общественного устроения. Нередко и крайне негативные интерпретации места Востока как источника "азиатчины" в истории России. Такое
положение с восточной проблематикой стало естественным результатом длительных ограничений, накладывавшихся на концептуальное осмысление восточных компонентов российской истории и идеологизации этих исследований, сменившейся обратной идеологизацией и утверждением западнической парадигмы устроения общества.Основная цель опубликованных томов альманаха состоит в освещении общего характера отношений России со странами Востока в культурно-историческом, социокультурном, геокультурном, религиозном и геополитическом планах. Такое освещение предполагает комплексное рассмотрение места России в евразийском социокультурном пространстве.
Методологической основой общего замысла данных томов альманаха стал цивилизационный подход, позволяющий раскрыть крупномасштабные исторические закономерности в формировании России в условиях ее взаимодействия с другими цивилизациями. По замыслу редактора альманаха Б. С. Ерасова его содержание должно раскрыть историческое достояние России, сложившееся в результате ее длительного взаимодействия с восточными обществами, значение и характер этого достояния в условиях той крупномасштабной трансформации всей системы отношений в Евразии, которая происходит в наше время. Таким образом, проект альманаха должен был реализовать как бы сразу несколько задач: "реабилитацию" цивилизационных исследований в применении к России, выявление эвристических потенций такого подхода, анализ важных компонентов социокультурной и политической системы регуляции российского общества как в прошлом, так и в настоящее время.
В работе над данным проектом были объединены исследователи из разных научных центров (и городов), разной специализации (историки, политологи, культурологи, социологи, религиоведы), связанные направлением своих научных интересов (Россия и Восток в прошлом и настоящем) и проявившие себя в научном мире склонностью к макроанализу, основанному на цивилизационном подходе.
В целом в материалах альманаха в той или иной степени реализуется евразийский подход к устроению России. Общая концепция трех выпусков альманаха состоит в том, что взаимодействие России с восточными регионами
— постоянный фактор ее истории, а евразийское начало в цивилизационной структуре России — важнейший компонент ее собственного социокультурного и геополитического устройства. Альманах освещает как ретроспективу этой проблематики, так и современные повороты в отношениях России с другими регионами, соотношение государственных и цивилизационных начал в устроении России. Ведущая тема первого раздела первого выпуска — "Россия-Запад-Восток" — охватывает проблематику своеобразия российской цивилизации, взаимодействия российского общества с культурными типами западной и восточных цивилизаций в разных исторических ситуациях. Для России это взаимодействие носит двойственный характер в отношении обоих цивилизационных начал. Но и сама Россия, складывающаяся в пространстве такого взаимодействия, отличается высокой степенью внутренней противоречивости в своей социокультурной системе. В статьях Б.Г.Капустина "Россия и Запад: пути к миру миров", "Выбор России в евразийском пространстве", А.С. Панарина "Заблудившиеся западники и пробудившиеся евразийцы", И.В.Кондакова "О менталитете русской культуры", А.Я.Флиера "Об исторической типологии российской цивилизации" (вып.1), С.В.Лурье "Россия: община и государственность" (вып. 2), освещаются социокультурные характеристики России как противоречивого соединения цивилизационных комплексов Запада и Востока, что приводило к большому разнообразию культурных влияний, этнического и конфессионального состава населения. В самой социокультурной системе российского общества на протяжении многих веков сохранялась высокая степень внутренних социальных и нормативно-ценностных противоречий. Эти противоречия выражаются через ценностные антиномии, расщепление и раскол, "раздвоение единого", разномыслие, присущие общему строю русской культуры. Они дополнялись гетерогенностью ее этнического и конфессионального состава, классовыми расколами, расхождением между общиной и государственностью, обществом и властью, интеллигенцией и народом и т.д. Поэтому Россия оказалась в состоянии вбирать в себя те или иные цивилизационные принципы с Запада и с Востока, не создавая устойчивого цивилизационного синтеза.Тем не менее, вопреки этой постоянной внутренней расколотости, Россия на протяжении веков представляла собой устойчивое социополитическое образование, способное сдерживать внутренние противоречия, обеспечивать устойчивую организации огромных территорий с разнородным населением и противостоять агрессия извне. Эта устойчивость поддерживалась государственно-политической системой, принимавшей державный характер. Государство в значительной степени становилось заменой цивилизационного устроения, а соединение в едином властном центре различных функций приводило к гипертрофии имперского начала.
Сама по себе обширность и трудность территории, разнообразие этно-конфессиональных компонентов требовали более высокой, чем в других обществах, затраты служилого времени для организации жизнедеятельности общества в целом.Все три выпуска альманаха освещают ретроспективу отношений России с восточными регионами, историю и характер освоения восточных пространств (Сибири, Закавказья и Средней Азии), взаимодействия с культурами ближнего зарубежья, а также современные тенденции и повороты в отношениях России с этими регионами. Сквозной принцип всех выпусков состоит в том, что распространение России на Восток носило многоплановый характер, имело разные движущие силы и принимало разные формы. В статьях С.В.Лурье "Российская империя как этнокультурный феномен" (вып
. 1), "Россия: община и государственность" (вып. 2), "Геополитические формы организации пространства экспансии и народная колонизация" (вып.3.), Т.Н.Очировой "Присоединение Сибири" (вып.1), Г.А.Аванесовой "Социокультурная динамика населения Сибири в рамках российского государства", С.Г.Кляшторного "Россия и тюркские народы Евразии", О.И.Жигалиной "Россия и Средняя Азия: контакты и взаимоотношения в колониальный период (XIX в.)" (вып.2) раскрыта как роль государства (политическая, военная и административная), так и роль народной колонизации, торговых и культурных факторов в создании единого имперско-цивилизационного пространства. На этом пространстве Российская империя, с одной стороны, способствовала введению общей, но вместе с тем дифференцированной, системы политико-административного устройства, в котором в значительной степени сохранялось культурное и конфессиональной разнообразие, а с другой — она сама испытывала воздействие этих пространств и культур. Каковы бы ни были типы и стадии культурного или государственного взаимодействия или раскола, Россия неизменно вмещала в себя существенные характеристики этого мира, вводила их в новые крупномасштабные формы регуляции, снимала тягостные ограничения локализма и неподвижности, взаимные мелкие распри на громадном пространстве Евразии.В ряде статей рассматривается современное значение принципов евразийства в устроении российского общества. Раскрываются тенденции взаимодействия между различными религиями российского общества, соотношение между этническими, национальными и религиозными факторами, роль политики и духовных факторов в социокультурном, геокультурном и геополитическом устроении Евразии. Обилие публикаций о евразийском течении в его классическом виде, "сложившемся в 20-х гг. избавило составителей от необходимости основательного обращения к ней, включая републикацию статей самих евразийцев или интерпретации различных сторон их учения. Однако в статье Т.Н. Очировой "Евразийская модель культуры" дается обобщенная характеристика евразийского учения в его геокультурных и культурно-исторических аспектах, подчеркивается основательность выделения принципов самобытности евразийской культуры, наличия в ней организующего начала, создающего метакультурную иерархически упорядоченную целостность разнородных элементов.
Статья С.П.Мамонтова "Евразийство, большевизм и современная Россия" содержит существенную критику идеологических обвинений евразийства в принятии большевизма и "азиатчины" как неизбежной судьбы России. Это принятие вытекало из понимания особой роли государства и идеологической системы в устроении столь огромного, разнородного и трудного пространства. Но в этом же они и расходились с большевиками, так как признавали основой этого устроения именно духовную систему "идею-правительницу", а не оторванную от народа деспотическую власть.
Во всех трех выпусках имеются разделы о культурно-исторических связях и взаимодействии России с дальним восточным зарубежьем: Палестиной (А.Б. Волков), Китаем (В.С. Мясников), Индией (Л.В. Митрохин), Турцией (М.С. Мейер). К этой же теме примыкают и статьи о влиянии индийской мистики на эзотерические течения в России (А.А. Ткачева), о восприятии восточных воинских искусств (К.В. Асмолов).
Заключительные разделы сборников — "Историография Российско-Азиатских исследований" — раскрывают длительную работу общественной мысли над осмыслением проблем, вновь овладевающих вниманием современных умов.
Процессы, происходящие в постсоветский период, не привели к ускоренному вхождению в атлантическую систему, а напротив, означали вытеснение России из западных культурных регионов, что резко повышает необходимость обращения к внутренним ресурсам и к тем потенциям, которые заключены в азиатском достоянии России.
В русле современных дискуссий о процессах: происходящих в российском обществе, ряд авторов в этих трех выпусках (А.С.Панарин, К.С.Гаджиев, Б.С.Ерасов, Г.А.Аванесова) констатируют наличие одновременно кризисов в разных сферах:
— кризис государственности, заключающийся в "отмене" СССР, что создает второй раз за столетие напряженную геополитическую неопределенность на огромном пространстве Евразии, сокращение и передел российского пространства, распад его организационных структур; геокультурный размах и разнородность региона делают модели "рыночной" регуляции еще менее эффективными чем в более локальных незападных обществах;
— кризис цивилизационных структур регуляции, разрушающий высокие формы социокультурного бытия и вместе с тем подрывающий потенции единства общества, ограничения локальных связей;
— духовный кризис, вытекающий из разрушения базовых смыслов и ценностей, что приводит к оживления первичных психобиологических типов ориентации. Распад единой системы государственно-идеологической регуляции приводит к реставрации прежних форм социальной организации.
По выражению А.С. Панарина, существенной характеристикой рассматриваемых процессов является их архаизация. Для ценностно-нейтрального научного анализа эта архаизация имеет несколько измерений: политическое — как воссоздание локальных авторитарных или полудеспотических режимов, социальное
— через воспроизводство и усиление локальных этнических, клановых и кастовых структур, цивилизационное — через разрушение общих духовных и институциональных основ интеграции разнородного населения и ревайвала этнического разделения. Драматичным проявлением этой архаизации/хаотизации геополитики становится война — по периферии и даже внутри самого тела России.Характерной особенностью современных процессов, протекающих в постсоветском евразийском пространстве, стало сильное проявление именно этнического фактора наряду с национальным или цивилизационным, а подчас и его преобладание. Этому явлению не сразу удается подобрать соответствующий термин. Нередко употребляются термины: сводный — "этнонациональные движения", неопределенные — "этничность", "неонационализм" или "избыток этничности", частичный — "микронационализм" или "этнический сепаратизм", расширенный — "суперэтнизм" или "гиперэтнизм" При всем различии этих терминов очевидно, что они призваны зафиксировать явление, отличное от "собственно" национализма
, а национальная или конфессиональная интеграция предстают как более высокие и адекватные современности формы общественной организации.Однако за рамками исторической ретроспективы и констатации существующего разлада ряд авторов (А.С.
Панарин, Г.А. Югай, Б.С. Ерасов, Г.А. Аванесова, Т.Н. Очирова, С.П.Мамонтов) усматривают долгосрочную перспективу цивилизационного устроения России в восприятии евразийской модели. Идеи, выдвигавшиеся в классическом евразийстве, следует привести в соответствие с современными требованиями. Однако несомненными характеристиками и новой модели евразийства являются неприятие почвеннических, этнических или изоляционистских принципов и формирование общей модели социокультурного устроения, отвечающей историческому достоянию народов Евразии и требованиям континентального и "трудного" пространства этого региона.В рамках ведущейся в нашем обществе дискуссии крайне важно подчеркнуть, что взаимодействие между различными народами и группами населения России и смежных регионов осуществляется не только и не столько на основе собственно экономических связей — рыночных или плановых, — и не только через механизм распределения политической власти. Огромное значение имеет и культурно-идеологическая сторона такого взаимодействия, формируемая всей системой культуры, включая идеологию, образование и науку, которые остаются конституирующими компонентами цивилизационного устроения.
Эта система обладает внутренней определенностью (самобытностью, идентичностью), складывавшейся в ходе исторического развития и не поддающейся произвольным изменениям. Рассматривая базовые ценности российской политической культуры, К.С.Гаджиев подчеркивает определяющую роль государства, подавлявшего попытки автономизации институтов гражданского общества. Во всевластную систему
государственного управления была вмонтирована и церковь. В советский период сложилось еще более всеобъемлющая система государственно-идеологического управления обществом, исключавшая альтернативные движения, что и привело к общественному застою.Рассматривая специфику складывавшейся веками политической культуры в России, К.С. Гаджиев подчеркивает необходимость считаться с принципами солидарности и социальной справедливости, включать в новые хозяйственные и политические структуры элементы сложившейся самоорганизации общества. В статье Н.Н. Зарубиной "Идентичность и пути развития России и стран Востока" раскрывается сходство "хозяйственной этики" восточных обществ и России, проявляющееся в поддержании принципов локальной солидарности, социального сотрудничества и справедливости. И эта этическая специфика не обязательно становится препятствием для хозяйственного развития, а может стать основой социальной стабильности и устойчивой эволюции.
На рубеже XXI вв. устроение и развитие евразийской цивилизации требует и освоения принципов постиндустриального общества. Но эти принципы могут реализовываться лишь в альтернативном варианте модернизации, исключающем разрушительное воздействие имитационных западных моделей, основанных на расточительном потреблении ресурсов других стран и культе потребительства. Именно сохранение культурного и экологического достояния, складывавшегося в восточных цивилизациях на протяжении веков, должно стать важным принципом нового евразийского общества.
Острота геополитических проблем в устроении евразийского пространства заставила составителей обратиться и к проблема взаимодействия цивилизационных принципов с геополитикой.
Перспективы цивилизационной организации огромного пространства Евразии связаны не только с Россией. Особый интерес в общественной мысли вызывают тенденции, свидетельствующие о деятельности основных претендентов на высокую духовную власть в постсоветском цивилизационном пространстве — социализма, православия, ислама и буддизма. О своих претензиях на власть над умами и душами заявляют и другие идеологические силы с Запада и Востока. Многое будет зависеть от степени приверженности каждой "конфессиональной общности" своей вере, устойчивости, мобильности и органичности института каждой из "конфессий". Социокультурная неполнота и историческая слабость каждого из этих претендентов означают, что "достижение согласия" может быть длительным и зависит как от внешних факторов, так и эндогенных потенций каждого из них.
Устранение России в качестве восточной сверхдержавы повлекло за собой соперничество разных претендентов на геополитический передел евразийского пространства: Турция, Иран, Китай. Это соперничество осложняет межцивилизационное взаимодействие, в ходе которого создается симбиоз различных культур. Необходимо выявление цивилизационные потенций Больших традиций, связанных с восточными религиями и сложившимся культурным достоянием, возможностей их взаимодействие, достигаемое посредством духовного и институционального механизма диалога и взаимопонимания. Однако позитивные принципы
цивилизационной организации огромного пространства Евразии связаны прежде всего с Россией. Как подчеркивает ряд мыслителей, цивилизационная структура СНГ является преимущественно российской. В качестве важных составных частей этой структуры выделяют: а) культурно русифицированную элиту, б) промышленную диаспору СНГ, в) молодежь, получающую современное полноценное образование и уходящую из под влияния национализма.Поиск формулы "единства противоречий" на всем геокультурном пространстве бывшего СССР дается крайне трудно, и такое единство подвергается все новым испытаниям на разрыв. Для России важнейшим критерием является соотношение антиномичности и срединности в ее культуре. И здесь, как и во всяком цивилизационном процессе, главным фактором становятся воздействие тех слабых, но долговременных и постоянных тенденций, которые только и могут создавать устойчивую сеть отношений, вписывающуюся в рамки Большой традиции. Она лишь частично создается государством и межгосударственными отношениями, занимающими традиционно столь большое место в российском общественном сознании. Настойчивая, постоянная, упорная работа по самоорганизации на всех уровнях и в самых различных сферах и является процессом формирования срединной культуры, обеспечивающей поддержание всех значимых жизненных функций, а вместе с тем и сочетание факторов интеграции и дифференциации, необходимое для успешной модернизации. Однако такая работа требует соответствующего идейного и институционального обеспечения, а именно оно подверглось за последнее десятилетие особенно заметному разрушению.
В этой сети отношений будет (вос)создаваться то взаимодействие различного рода компонентов и структур, занимающих свое место по разным местам, уровням и блокам общественной регуляции. Тем самым достигается взаимная адаптация социальных слоев, этнических, национальных и конфессиональных компонентов, реализуются симбиоз и синтез разнородных структур, распределяются функции центра и периферии, формируется устойчивое региональное и местное самоуправление. В рамках ведущейся в нашем обществе дискуссии крайне важно подчеркнуть, что такого типа взаимодействие осуществляется не только и не столько на основе собственно экономических связей — рыночных или плановых, — и не только через механизм распределения политической власти. Огромное значение имеет и символическая сторона такого взаимодействия, формируемая всей системой культуры, включая идеологию, образование и науку, которые остаются конституирующими компонентами цивилизационного устроения.
Опубликованные материалы по данному проекту стали предметом обсуждения, состоявшегося в Институте востоковедения в июне 1995 г. В 1-3 номерах журнала "Восток" за 1996 г. помещены материалы дискуссии вокруг результатов исследований, помещенных в первых двух выпусках альманаха.
Содержание первого тома альманаха.
1. Введение. Б. С. Ерасов. О статусе культурно-цивилизационных исследований.
Раздел I. Мировые горизонты России
2. Капустин Б. Г Россия и Запад: пути к миру миров
3. Ерасов Б. С. Выбор России в евразийском пространстве
4. Кондаков И. В. О менталитете русской культуры
5. Панарин А. С. Заблудившиеся западники и пробудившиеся евразийцы
6. Флиер А.Я. Об исторической типологии русской цивилизации
Раздел II. Исторические связи России с культурами Востока
7. Лурье С.В. Российская империя как этнокультурный феномен
8. Очирова Т.Н. Присоединение Сибири как евразийский социокультурный вектор политики Московского государства
9. Волков А. Б. Россия и Палестина
10. Мухамедьяров Ш.Ф. Россия и народы Поволжья: проблемы культурного взаимодействия
Раздел III. Историография российско-азиатских исследований
11. Михейкина М.Э. Русская библеистика. Историко-библиографический очерк.
12. Очирова Т. Н. Евразийская модель культуры
13. Мамонтов С. П. Евразийство, большевики и современная Россия
14. Батунский М.А. Влияние Запада на культурное самосознание мусульманских мыслителей России конца ХIХ — начала ХХ века
15. Иордан М. В., Червонная С. В. Исмаил Гаспринский о русско-восточном согласии
Содержание второго тома альманаха
16. Введение: Ерасов Б. С. Цивилизация: слово-термин-смысл
Раздел I. Устроение евразийского пространства
17. Панарин А.С. Выбор России: между атлантизмом и евразийством
18. Панарин А.С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы
19. Гаджиев К.С. Национально-территориальные перспективы российской государственности.
20. Ерасов Б.С. Этническое-национальное-цивилизационное в про странстве Евразии
21. Нуруллаев А.А. Религиозное возрождение и межконфессиональные отношения в российском пространстве.
22. Празаускас А.А. Национальное возрождение в СССР и постсоветских странах: историко-культурные и политические дилеммы
23. Лурье С.В. Россия: община и государственность
Раздел II. Культурно-исторические связи россии с востоком
24. Аванесова Г.А.
Социокультурная динамика населения Сибири в рамках Российской государственности25. Кляшторный С.Г. Россия и тюркские народы Евразии
26. Асмолов К.В. Боевые искусства Дальнего Востока в России и СНГ: проблема адаптации.
Раздел III.
Россия и дальнее восточное зарубежье27. Мясников В. С. Россия и Китай: межгосударственные отношения как форма межцивилизационного контакта
28. Митрохин Л.В. Россия и Индия: феномен многовекового взаимодействия цивилизаций
Раздел IV. Историография российско-азиатских исследований
29. Лурье С.В. Русские в Средней Азии и англичане в Индии: до минанты имперского сознания и способы их реа лизации
30. Батунский М.А. Русская клерикальная исламистика и ее оппоненты: круговая оборона, многоцелевое наступление.
Содержание третьего тома альманаха
31. Введение. Ерасов Б.С. Цивилизационная теория и евразийские исследования
Раздел I. Геополитические и цивилизационные факторы устроения Евразии
32. Панарин А.С. Пределы фаустовской культуры и пути российской цивилизации
33. Неклесса А.И. Россия в новой системе координат— цивилизационных, геополитических, геоэкономических
34. Панарин А.С. На рубеже тысячелетий: Россия в поисках
цивилизационного и геополитического равновесия
35. Ерасов Б.С. О геополитическом и цивилизационном устроении Евразии
36. Казарян Л. Г. Россия—Евразия—Мир. Сверка понятий: цивилизация, геополитика, империя
37. Гаджиев К.С. . Базовые принципы и пути преобразования
российской политической культуры
38. Югай Г.А. Евразийский путь российской цивилизации
39. Лурье С.В. Идеология и геополитическое действие. Вектор русской культурной экспансии: Балканы—Константинополь—Палестина—Эфиопия
40. Лурье С.В. Геополитическая организация пространства экспансии и народная колонизация
Раздел II. Россия и азиатские регионы Евразии
41. Аванесова Г.А. Государство и власть как факторы культурно-цивилизационной интеграции российского общества: пример Сибири
42. Давидович В.Е., Сущий С.Я. Этнические и региональные
факторы в формировании культуры юга России43. Давидович В.Е., Скорик А.П. Исторический социотип донской казачьей субкультуры
44. Жигалина О. И. Движущие силы российской политики в Средней Азии в XIX в
45. Мейер М. С. Из истории российско-турецких политических
и культурных отношений: смена этапов и принципов
46. Плоских В. М. Из истории российско-кыргызских взаимоотношений
47. Алпатов В. М. Языковые проблемы в советском и постсоветском пространстве
Раздел III. Россия—Запад—Восток в свете компаративистики
48. Страда Витторио. Россия, Запад, Восток и современность. Маргинальные заметки с Запада
49. Игрицкий Ю.И. Россия между Западом и Востоком
50. Ерасов Б.С. Образ Востока в русской культуре.
51. Зарубина Н.Н. “Русский путь” и восточная самобытность: сравнение типов хозяйственной ориентации
52. Ткачева А.А. Индийский мистицизм на российской почве
53. Василенко И.А. Источники и механизмы согласия в межкультурном диалоге
******
Приветствуем запросы и отклики
.Наш адрес Б. С. Ерасов. Институт востоковедения РАН,
Рождественка 12, Москва,
103031, Россия.Телефон (7- O95) 129-85-08. Fax:(7-095)975-2396.
E-mail: <erasov@orient.soc.msu.su>; <BSErasov@usa.net>