[Форум Россия.орг] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Удивившийся,
04:07:35 21/03/2001
в ответ на:
Продолжение1, отправлено
Удивившийся,
04:05:13 21/03/2001
Как показывает исторический опыт, рыночные отношения совместимы с разными социокультурными условиями, в которых капитализм, в его западной разновидности, не имеет собственных генетических корней и не играет существенной роли в социокультурной или политической регуляции. Финансовый капитал, не связанный прямо с производством и с его непосредственными участниками, в еще меньшей степени озабочен собственно этическими соображениями, чем индустриальный капитал, вынужденный выполнять социальные функции и прибегать к моральной и ценностной легитимации. Величина финансов может возрастать и с помощью «теневых» или «грязных» способов посредством отмывания денег, нажитых на организации нелегальных производств, торговле наркотиками или «живым товаром», наряду с более «чистыми» методами (финансовые аферы и спекуляции, «приватизация», невыплаты зарплат, перевод средств в многочисленные «офшорные зоны» или попросту в надежные западные банки, манипулирование ценами, подкуп бюрократиии т.д.) Тем самым он систематически порождает криминал и никакой размах антикриминальной борьбы не может возместить ущерба, вызванного моральной индифферентностью крупного капитала. Тень транснационального капитала может затмить любой свет от высокой культуры. Несмотря на все благие намерения и гуманитарные усилия, общее воздейстыие Запада на не-западные цивилихзации остается пагубным. Оборотной стороной глобализации в ее нынешних формах становится «глобальный анти-этос» как продукт разрушения прежних аскриптивных связей и смыслов. Неизбежным результатом этого становится не только принятие безличных рыночных связей, но и привыкание к поведению,считавшемуся ранее девиантным, а затем и незаметное свыкание с криминализацией всех сфер жизни. По существу, вся культура постмодерна пропитана символикой потребительства и достижительства, лишенной моральных измерений. Не принципы, ценности или законы, а только условия и обстоятельства принимаются во внимание. Растущая массовая аномия и разрушение нормативных, ценностных и смысловых структур создают почву для массовой криминализации. В описываемых процессах просматриваются и перспективы «конца истории», но совсем в духе не торжествующего либерализма, а повторения пророчеств Римского клуба о приближающемся истощении основ воспроизводства Цивилизации (в единственном числе). Впрочем, окончание истории, опять-таки выглядит структурированным: «первый мир» может вновь и вновь выигрывать время и лидерство в этой гонке, в то время как многие страны и народы, уже никуда не бегут и для них время течет в обратную сторону. Для них наступает антиистория. Нередко структуры «Нового третьего мира» совмещаются со структурами первых двух более благополучных «миров». Его границы не всегда совпадают с государственными, так как деградирующая социальность способна распространяться по различным каналам, включая современные финансовые, информационные и торговые (наркотики, оружие, «живой товар») потоки, на остальной мир. При этом «мировое сообщество», принимая жесткие меры по ограничению диффузии продуктов распада бывшего «третьего мира» на собственные территории, создает различные способы утилизации продуктов, в благоприятном для него случае на свою потребу. Теперь «уходящие в прошлое» общества мало кого интересуют. Им, как правило, нечего предложить мировому рынку, кроме исходного сырья для изготовления наркотиков, примитивного артизаната или «живого товара». В них словно остановилось время великих цивилизаций Востока или локальное, но собственное время африканских культур чтобы там ни говорили об «африканском присутствии» или «африканской философии». Они представляют собой гигантский «архипелаг», отделенный от остального мира не колючей проволокой, а хорошо организованным межгосударственным и миросистемным управлением, при котором их собственные правители выступают в роли «петэнов» и «квислингов» внешнего управления. Удовлетворение их властных инстинктов и жадности в пределах «своих стран» вполне уравновешивает снисходительность или даже поношение в международных кругах. А миллиарды долларов, которые они «накапливают» в течение своего бессменного правления, еще и еще раз доказывают истину древнего афоризма «деньги не пахнут» и, вопреки всем стараниям юристов и праведников, правосудие срабатывает слишком редко и слишком медленно. В тех случаях, когда в тех или иных странах находятся силы, способные ниспровергнуть такие режимы и противостоять внешнему диктату, эти страны становятся объектом жесткой изоляции, экономического и силового давления, включая воздушные бомбардировки. На международных конференциях и совещаниях по проблемам международного терроризма обсуждаются политические, социологические, психологические, силовые и прочие аспекты борьбы с этим злом. Все большие усилия первый мир тратит на создание «системы ВОХР», на укрепление барьеров против проникновения внешнего и активизации внутреннего «пролетариата». Впрочем, эти две социальные категории все больше сливаются в условиях глобалитзациию. Но слишком велики масштабы антицивилизации. чтобы ограничиться принятием полумер и обсуждением «рабочих концепций». Россия в этом плане представляет собой опять-таки явление, малодоступное пониманию по аналогии с другими обществами. Столь жестокие потрясения, разрушение не только привычных норм, но и просто основ жизнеобеспечения, почти не вызывает сколько-нибудь заметного протеста, а сопротивление общества большей частью выражается либо в уходе от активного участия в столь насыщенной политическими и криминальными разборками жизни, либо в поисках своей маленькой «тени», обеспечивающей выживание в ожидании перемен. За частными причинами столь пассивного поведения стоит некоторая фундаментальная причина: слабость ценностной и смысловой структуры российской цивилизации, ее неорганичность, наличие многих гетерогенных начал культурных, конфессиональных, этнических, исторических, территориальных, отсутствие сложившегося срединного начала и огромная дистанция от высокой до низкой культур духовного поля. На протяжении многих веков Россия так и не преодолела этой разнородности и противостояния разных ценностей, смыслов и мировоззрений. Именно государство выступало здесь заменой цивилизационного устроения, объединяющим, регулирующим и направляющим началом. Но государство, располагавшее своим кредо, своей идеологией и идеей. В ходе ускоренной ликвидации прежнего косного режима, действительно сковавшего развитие общества, были попутно подорваны и основания цивилизации, вызревавшей в России. В разрушенном пространстве утверждается хаос, в котором Криминал становится неизбежным сопутствующим и «прогрессирующим» элементом. - * Ерасов Борис Сергеевич доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, гл. научный сотрудник Института Востоковедения РАН, зам. Директора Центра евразийских исследований РАЕН, гл. ред. Научного альманаха «Цивилизации и культуры».Статья, любезно предоставленная нам автором, должна выйти в журнале «Восток» в 2001 году. © Б. С. Ерасов, 2001. *Часто встречающийся в расхожей публицистике термин «социалка» уже на семантическом уровне выражает презрительно-измывательское отношение к этой сфере. * Цивилизация в этом контексте рассматривается как система отношений и социальная общность, основанные на некоторой высокой культуре с соответствующими нормами, ценностями и значениями. Целостная, органичная и полноценная цивилизация естественно подавляет беспорядок посредством ценностной регуляции, морального воздействия и символических ориентаций, дополняемымых административным или политическим воздействием. Надломленная цивилизация порождает преступность и хаос, что и ведет к ускорению ее распада. - [1] Как наиболее содержательные и аналитически точные исследования следует привести публикации: К. Л. Майданик. Коррупция, криминализация, клептократия..."Переходная фаза"? Тупиковая ветвь? Основополагающие структуры? «Свободная мысль», 1997, ╟ 1,2; он же От уголовной статьи к глобальной проблеме // Восток, 2000, ╟ 2.В. Г. Федотова Криминализация России Автохтонный капитализм как реакция на правыйрадикализм.- "Свободная мысль", 2000, ╟ 2. [2] Перечитывание работы Э. Гиббона «Закат и падение Римской империи» может составить утешительное чтение для тех, кто находит слишком драматичными текущие проявления социальной патологии в окружающем мире. Основательную картину связи между регрессом цивилизации и ростом преступности дает Ибн Халдун в своей монументальной работе «Мукаддима» ("Изучение истории"), написанной в конце XIV в. [3] The Civilization of Crime. Violence in Town and Country since the Middle Ages. Urbana- Chicago, 1996. [4]См.: А. В. Кива. Криминальная революция: вымысел или реальность: // Общественные науки и современность, 1999, ╟ 3. [5] Этой теме «теневые отношения» в России был посвящен специальный выпуск журнала «Pro et Contra» (1999,т. 4, ╟ 1), а также ряд материалов настоящего издания. [6] Обоснование такой позиции см. Н. А. Косолапов. Круговорот «света» и «тени» как механизм общественного развития // Восток, 2000 ╟ 2. [7] См.: А. Фурсов. Колокола истории. «Рубежи», 1997, ╟ 2. С.14. [8]А.С. Ахиезер, И.Г. Яковенко. Что же такое общество? Общественные науки и современность, 1997,╟ 3. С. 37. [9] См. материалы «круглого стола» в фонде Горбачева "Этос глобального мира. (М., 1999. С. 32-33). [10]Бывший глава Госкомимущества РФ публично признав допущенныенарушения, заявил, что задача состояла в том, чтобы как можно быстрее раздать госсобственность, так как "только частная собственность создает предприимчивых людей". [11]Образцом такой литературы с напряженным сюжетом и ценностно нейтральным изображениемтотальной криминализациироссийской действительности или же ее крайнего культурного убожества могут служить повестиА. Латыниной «Стальной король»,"Охота на изюбра" и «Саранча». [12] См., например, журнал «Альтернатива». Ответ. редактор А. Бузгалин. [13]С разных сторон эта проблематика получила содержательное раскрытие в работахА. И. Неклессы и А. С. Панарина. См., например,А. И. Неклесса. Россия в новой системе координат цивилизационных, геополитических, геоэкономических // Цивилизации и культуры. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. М.,1995. А. С. Панарин. Россия в циклах мировой истории. М., 1999. [14] В. Федотова Криминализация России... [15] 18 См. Crime andDeviance; Criminology. InThe Blackwell Dictionary of Twentieth-Century Social Thought. Cambridge, 1993, p. 119-125. [16]Преступность прямо соотносится с проблемой насилия.Из недавних содержательных исследований этой проблемы следует назвать книгуА. И. Кугая.Насилие в контексте современной культуры. СПб., 2000. [17] См. Ш. Эйзенштадт. Революция и преобразование обществ.М., 1998. [18]К. Майданик. От уголовной статьи к глобальной проблеме // Восток 2000 ╟ 1, с. 67 [19] Эти процессы получили содержательное освещение в работах В. Федотовой. См. ее статью «Криминализация России» // Свободная мысль, 2000, ╟ 2. [20]К. Майданик. От уголовной статьи к глобальной проблеме // Восток, 2000, ╟ 2, с. 70. [21]S. Huntington. The Clash of Civilizations and the Remaking of the World Order. N. Y. 1997. P. 183. [22]Roger W. Wescott, «Civilizations Galore» The Comparative Civilizations Review. No. 39, Fall 1998, p. 91. [23]Критику таких позиций см. Б. С. Ерасов. Феномен восточного деспотизма" как явление «нового мышления» // Восток, 2000, ╟ 4.
Ответы и комментарии: