> Мне, кажется, что сейчас патриотическая идея должна строится на пропаганде разумного(скромного) достатка для каждой семьи, семейных и традиционных(православных) ценностей, с направлением энергии не на примитивное материальное потребление но на духовное: образование, наука, исскуство, труд на земле или вышивание крестиком. Что, кстати и делает запад, продавая не товары а брэнднэймы, по сути тщеславие и зависть. Плюс развитие не бюрократических общественных структур типа земств и местного самоуправления, начиная с многоквартирного дома, как коллектива собственников.
Небольшое замечание не совсем по сути (вопрос о Дарданеллах как-то не увлек). Впрочем по сути я согласен с важностью сушествования глобальной идеи-мечты. И здесь к Вашему представлению о том, какой должна быть навязчивая идея русского народа, я бы добавил еще одно важное соображение, намного превосходящее по масштабу идею овладения Проливами. Дело в том, что русский народ характерен тягой к справедливости. Широко и с чувством описанная русская завистливость проистекает, в значительной степени, от обостренного чувства справедливости, а это чувство, по определению, бескорыстно. То есть русские могут быть разгневаны несправедливостью и там, где никакие их интересы не затрагиваются.
Вот, например, натовские бомбежки Югославии 1990-х годов. Конечно, существует множество вполне рациональных соображений о том, почему их нельзя было допустить: остановка агрессора на дальних рубежах, недопущение возникновения у натовцев чувства безнаказанности и головокружения от успехов, что чревато их размышлениями о том, а не напасть ли уже и на обессиленную Россию, и т.п. Но, согласно, например, свободному художнику и холодному философу Пионеру, иррациональных причин тревожиться за сербов нет: Сербия была создана Западом и всегда проститутничала в его сторону пусть теперь и расхлебывают. Ан нет: есть иррациональная чисто русская причина: банда подонков насилует слабого, пусть и не близкого это возмутительно! Еще более это проявляется в отношении чуждого и чудовищного Ирака: он очень нам далек духовно, но многие ли русские равнодушны к продолжающимся изуверским бомбежкам и экономическому выламыванию рук?
Так вот она благородная вселенская русская идея: ни одна западная сволочь не должна сметь чинить разбой и произвол, имея в виду быстрое и неотвратимое наказание русской ракетно-ядерной дубиной!
Ваше же интересное наблюдение, которое я имел в виду в заголовке, выделено в Вашей цитате жирным шрифтом. Очень афористично: «Брэнднэйм это просто тщеславие и зависть»! Вы правы в том, что брэнднэйм категория нематериальная, хотя назвать ее духовной язык не поворачивается. Но дальнейшая Ваша интерпретация не верна.
Действительно, после удовлетворения базисных материальных потребностей западное общество однаруживает некоторое затруднение. Его западного общества идеал огромная голодная глотка, которая хочет жрать все больше и больше, и потребительский зуд быдла является самым сильным и эффективным механизмом контроля и манипулирования им. Следовательно, хозяева золотого миллиарда должны стимулировать все больше и больше все более и более искуственных потребностей, точнее, создавать их. Но в том-то и дело, что потребность протестанта может быть только материальной! Взамен же ему, как Вы верно подметили, подсовывают духовные потребности, но обязательно представленные материальными, иначе он пройдет мимо и бровью не поведет! То есть Запад вынужден создавать фиктивные материальные потребности, являющиеся, на самом деле, духовными (за полным отсутствием сколько-нибудь разумных материальных), но завернутыми в обертку материальных. В этом я не согласен с Вашим утверждением о том, что Запад открыто пытается впарить потребителю чисто духовный продукт.
Пример: возьмите картину Пикассо, замажьте подпись и уберите ценник «5 млн. долларов». Любой американский нувориш презрительно пройдет мимо. Духовная ли ценность эта картина Пикассо? М-м-м... Положим. Но, чтобы американец ее купил, она должна быть оматерьялена в данном случае, очень просто: путем приделывания ценника со многими нулями. Купить духовный объект для американца абсурд, купить же нечто, котируемое на аукционах, а, следовательно, обретшее признаки ликвидности, то есть продаваемости, и другие признаки материального товара это уже инвестиция.
Так же и с брэндами. Конечно, подросток выложит в три раза больше денег за джинсы «Calvin Klein», чем за обычные джинсы, только при условии, что лэйбл будет хорошо заметен публике, то есть он, в глубине души, ценит именно духовную компоненту знак престижа и избранности, но ведь для себя и для других он объясняет свой повышенный расход тем, что дизайн уж очень изыскан, и качество материала необыкновенное, и швы особо прочны.
И брэнды рекламируются не как духовная категория средство отличиться от толпы, а как носители сугубо материальных прагматических свойств: качества, надежности, удобства, долговечности.
В связи с этим позвольте вернуться к уже затронутой ранее теме о том, как Америка влюбилась без памяти в джипы и грузовики-пикапы. Последние уже приобрели кожаные сидения и сервоприводы на все, что только можно, выросши в цене раза в 3 и более и достигшие цены роскошных легковых машин. Ясно, что джип или сияющий грузовик, на который пересели сначала яппи, а сейчас все более и более среднеклассников это чистый символ престижа, мощи, богатства, превосходства, в общем, американизма: «Высоко сижу в своей передвижной крепости, а бампер мой на уровне твоего лица!» Но американцы нуждаются именно в прагматическом оправдании: протестантская этика косо смотрит на расточительство и бессмысленную роскошь. И вот на подмогу поспешают ученые: как нам любезно сообщил Argentum, оказывается, есть-таки практический смысл в четырехколесных монстрах: они де жизни спасают! Крэш-тесты де показали, что в столкновениях водитель и пассажиры гораздо сохраннее в джипах и грузовиках, чем в легковиках! Чем не резон всю жизнь работать на джип стоимостью в небольшой дом: он-то ведь эту самую жизнь и спасает!
Однако вот другая сторона этого дела, деликатно замалчиваемая. (Самый эффектный способ введения в заблуждение: ври поменьше, а лучше совсем не ври. Просто не говори всю правду.)Цитирую американца Stephana Wilkinsona, редактора по автомобилям, который испытывал и делал обзоры автомобилей в течении более 20 лет:
"Опрокидывания одиночного автомобиля (single-vehicle rollovers) убивают около 9000 американцев в год больше, чем любая другая форма дорожных происшествий!
Джипы (sport-utility vehicles) с большей вероятностью идут в занос в результате внезапного маневра. С большей же вероятностью они переворачиваются в случае заноса из-за высокого центра тяжести, неадекватных тормозов, неуклюжего управления и покрышек от грузовиков.
Существуют более безопасные альтернативы для тех, кто нуждается в приводе на все колеса и большом грузовом объеме."
Далее перечисляются несколько легковых station wagonов вроде Subaru Outback.