Конечно я согласен с основным тезисом: никакой поэтизации уголовщины у русского народа не было. Но беда в том, что доказать это невозможно в принципе. Весь вопрос в понимании слова «уголовщина». Единого понимания этого слова нет. Для одних это только чистый криминалитет, направленный исключительно на свое личное обогащение. Для других любые антизаконные действия.
Кто были те же казаки? Уголовники? Или южный щит России? А ведь они выступали в обоих ипостасях. И современные им власти называли их обычно ворами. Исключения делались только когда нужда засатвляла обращаться к военным силам казаков.
Тот же Степан Разин выступал и как уголовник (грабеж караванов на Волге) и (нападая на мусульманские города) как борец с мусульманскм владычестывом, содействующий национальным интересам России, и как вождь социального протеста.
Я надеюсь, вполне понятно стремление народа романтизировать, поэтизировать социальную борьбу и ее героев? Власти предержащие с их методами социального доминирования (купля-продажа людей, порки и казни крепостных, право первой ночи и т.д.) с точки зрения народа были ничем не лучше разбойников порой. Так что воспевать образы Разина, Пугачева, равно как и Робин Гуда, было вполне нормально для нормального народа, имеющего хоть каплю собственного достоинства. Как для балканских народов воспевать юнаков, которые с точки зрения турок были бандитами и уголовниками.
А что уголовники примыкали к любому социальному или национальному протесту для своих целей тоже вполне естественно. Вообще грань между уголовником, бандитом и владетельным герцогом лет 400 назад была весьма условной, зависящей от точки зрения.
И сегодня дело личного вкуса воспринимать террористов-народников, которые в том числе и банки грабили, или большевиков, как уголовников или как героев социального протеста. Здесь вы никого не убедите.
А широкое проникновение в культуру, уже не народную, а действительно практически полностью интеллигентскую, уголовной романтики в химически чистом виде, когда романтическим героем становится законченный эгоист, совершающий преступления исключительно ради собственного блага, действительно стало происходить только в послереволюционное время. Когда крестьянство перестало быть не только создателем культуры, но даже ее носителем. Когда основным носителем культуры стала городская интеллигенция и примыкающее к ней, подделывающееся под нее мещанство.