1. Мосс тот самый. Но то, что в интернете представлены только его полемические сочинения это моя вина, простите уж, не доглядел. Историей английской церкви и англосаксонского завоевания он занимается давно и профессионально. Написал то ли две, то ли три научные работы, одна из которых частично переведена на русский (вот про нее-то я и жалею, что не выложил в свое время теперь обязательно сию ошибку поправлю), провел археологические исследования и нашел могилу короля Гарольда. Историки все кидают в кого-нибудь камни. Вот Мосс в папистов. Но делает он это вполне профессионально.
2. Давайте уточним что такое «православный» православный, это принадлежащий к Христианской Церкви либо до раскола 1053 года, либо после противник Рима (объяснение не богословское, но функционально годится). Английская церковь была православной (а не какой-то еретической) до раскола, а в то время, когда произошел раскол находилась в конфликте с папой и не желала признавать его власть, а стало быть под анафемы Константинополя не попала и православной таки была. Неправославными (в смысле римо-католическими) оказывались все те, кто подчинялся власти Рима и дозволял папам воротить, что они хотят. Англичане не подчинялись и не позволяли. Следовательно, к действиям папства на 1066 год причастны не были.
Спору нет все западные церкви в той или иной степени ориентировались на Рим, потому как другого столь же значительного центра на Западе не было, но... как раз Британские острова Ирландия и Великобритания обладали древней самостоятельной церковной традицией от Рима сильно отличавшейся (что даже позволяло Тойнби говорить об особой цивилизации Дальнего Запада, отличной от европейско-католической) и в 9, например, веке, христианское просвещение Европы шло не с Юга, а с Севера. До завоевания Вильгельмом традиция была жива, потом была растоптана путем чудовищной резни (Мосс насчитал 1/3 населения, я не знаю, но думаю, что никак не меньше 1/5 иначе провал в экономике просто непонятен).
3. Насчет «банального грабежа». Норманнов может быть он и интересовал, но не в такой степени поскольку они не набег делали, а завоевывали страну, стало быть хотели ее подчинить и контролировать, а одним из эффективнейших средств контроля был контроль духовный, потому они и приводили население к повиновению папе (вспомним, что аналогично действовали тевтонские и меченосные рыцари в Пруссии и Прибалтике). Понятно, что папа, поддерживая Вильгельма, целей материального грабежа не ставил. Его интересовал грабеж духовный.
4. Что все «ШАЛЕЛИ» от заявления по поводу православной Англии неудивительно. До ХХ века феномен Православия на Западе почти игнорировался. Но в ХХ его стали очень активно изучать и скажем Русская Зарубежная Церковь внесла в святцы десятки западных святых живших в первом тысячелетии, в том числе многочисленных английских, вплоть до того самого погибшего короля Гарольда.