Отдавая должное Махначу, следует различать государство и страну. Государство √ это система политической власти. Оно прекращает свое существование, когда прерывается легитимная преемственность власти. Легитимная преемственность √ переход власти в соответствии с законами или традицией (например, басилевсов в Византии часто убивали, но подобный переход власти лежал в русле византийской традиции, поэтому может быть признан относительно легитимным). Государство √ структура неусчтойчивая. За прошлый век на территории РФ сменилось 4 государства: Российская Империя, Февральская республика, СССР и Российская Федерация.
Страна √ это определенная территория, населенная людьми с определенной культурой (при этом этническая составляющая второстепенна: нынешние китайцы этнически отличаются от древних, а русские √ от населения Киевской Руси). Страна √ более стабильная структура, чем государство. На одном и том же месте могут последовательно возникать десятки государств, каждое из которых может претендовать на статус правоприемника предыдущих (все китайские гос-ва претендовали на статус правоприемников друг друга). Соседи склонны признать их притязания только после длительной борьбы (борьба Московии за Киевское наследство, борьба СССР за место в Лиге Наций, борьба КНР за место в ООН и т. д.). Почему на месте одних государственных образований возникают другие государственные образования, похожие на первые (правда, не всегда) по проводимой ими политике и борющиеся за статус правоприемника?
На мой взгляд, геополитическое положение и культура являются тем аттрактором, который приводит общество к созданию после периода хаоса государства, похожего на предыдущее. В этом причина стабильности, например, Китайской Империи. Сменялся этнический тип китайца, национальность правящей элиты, технология производства. Оставались геополитическое положение и культура √ и Империя вновь восставала из хаоса.
Поэтому Империя √ это не государство, Империя √ это особый способ геоэкономической организации, обуславливающий взаимосвязь центра и периферии. Основной признак Империи √ это анизотропность (разнородность) ее состава, тогда как национальное гос-во √ изотропно (однородно). Поэтому нет однозначной зависимости между количеством национальностей в государстве и его типом.
Например, Швейцария и Индия √ многонациональные государства, однако никто не говорит о Швейцарской или Индийской Империях. Китай √ достаточно однородное этнически государство, тем не менее там часто возникала имперская организация геоэкономического пространства. С другой стороны, нет зависимости между Империей и количеством входящих в имперскую структуру государств. Имперская структура может существовать как в виде одного государства (Римская Империя), так и в виде десятков формально независимых государств (Американская Империя).
Кстати, только что возникла интересная мысль: отличительной чертой имперского мышления является восприятие хотя бы части своих соседей как "варваров" (соответственно, Империя понимается как центр мира, о чем правильно писал Крылов). Подобное мышление сейчас характерно для американцев.