> Что касается серьёзных исследований, то там, как правило, Северное и Южное общества рассматриваются как революционные организации, а не масонские.
От автора (Про масонов) О.П. Ведьмина (Кемеровский государственный университет) из ²Г.С.БАТЕНЬКОВ И МАСОНЫ⌡:
²2 . Исследователь, который заглянет в указанные воспоминания, будет сильно разочарован, так как не найдет в них цельной картины масонской биографии Батенькова за исключением нескольких биографических фактов. Потребность же в создании полноценной масонской биографии назрела давно. Наша статья делает в этом направлении только первый шаг.⌡
А вот не менее серьёзное и тоже отечественное исследование О.Платонов ²Тайная история масонства⌡
"В книге на основе секретных масонских документов, хранившихся в Особом Архиве СССР, раскрывается подлинная история масонских преступлений против России с момента возникновения в начале XVIII века до наших дней. Многие документы публикуются впервые и имеют воистину сенсационный характер.
В масонстве русская интеллигенция отчуждалась от русского народа, уходила от него в подполье, выдумывая там разные проекты и комбинации «обустройства» России на западный лад.
Главное, конечно, состояло в том, что русское масонство, начиная с XVIII века, всегда было только филиалом масонских орденов Западной Европы, тщательно исполняя все инструкции их руководителей".
Приведён список МАСОНов В АНТИРУССКОМ ПУТЧЕ 1825 ГОДА с указанием ФИО, титула, должности, масонских лож, личной роли в восстании. Около 41 члена от князей, камергеров, наставников великих князей до офицеров (в том числе и Батеньков Гавриил Степанович, Северное общество, подполковник, 1793-1863, ложи ²Избранного Михаила⌡, ²Восточного Светила⌡).
² Декабристы были связаны со всеми антирусскими силами, и прежде всего с польскими националистическими движениями, открыто призывавшими к военной борьбе с Россией┘
Международные связи путчистов, конечно, прежде всего имели выход на западноевропейские масонские центры в Германии, Италии, Франции, Швеции и др. Масонские эмиссары из Западной Европы приезжали в Россию, в свою очередь российские «вольные каменщики» постоянно ездили за советами и инструкциями за рубеж┘
В романе «Братья Карамазовы» Алеша называет своего брата Ивана масоном. Причем характер реплики не оставляет сомнений в отрицательном отношении к масонству самого Достоевского. В силу этого особую достоверность приобретают специфически масонские черты Ивана Карамазова, тщательно исследованные Достоевским.
<Брат> Иван Карамазов типичный представитель масонского мира, который говорит о «возвращении билета Богу» с тем, чтобы получить билет от сатаны и участвовать вместе с ним в разрушении ненавистной ему исторической России.⌡