Прежде чем перейти к песням, должен заметить, что Вы, Лесник, забыли такой жанр, как СКАЗКИ. А в русских народных сказках (может, и у других народов) есть такой типичный сюжетный ход: когда герой/героиня по тем или иным причинам покидают отчий дом, то приют они находят в лесу у разбойников. Разбойников в этом «лесном доме» может быть от 2 до 30. Помните «Сказку о царевне и семи богатырях»? Так вот, «богатырями» их поименовали зловредные интеллигенты, обрабатывающие сказку, тогда как в народном оригинале стоят «разбойники»┘
Итак, обратимся к народным ПЕСНЯМ. Возьмем, к примеру, «Русская народная поэзия: Лирическая поэзия», Л., 1984г. . Вначале немного статистики. Больше всего хороводных, игровых, плясовых, любовных, семейно-бытовых, колыбельных и т.п. песен √ 379. Однако нам они не интересны, т.к. нам требуются песни мужские и задающие мужские же образы. В указанном сборнике имеем:
Разбойничьи, удалые песни √ 8
Песни о крепостной доле √ 8
Военно-бытовая лирика √ 41
Песни неволи, каторги √ 10
Ямщицкие, бурлацкие, трудовые артельные песни √ 13
Песни фабрично-заводских рабочих √ 24.
Разбойничьи, удалые песни:
380
Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати!
Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос йти!
Перед грозного судью ≈ самого царя.
Еще станет государь-царь меня спрашивать:
²Ты скажи, скажи, детинушка, крестьянский сын,
Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал,
Еще много ли с тобой было товарищей?⌡
²Я скажу тебе, надежа православный царь,
Всю правду скажу тебе, всю истинну,
Что товарищей у меня было четверо:
Еще первой мой товарищ ≈ темная ночь;
А второй мой товарищ ≈ булатный нож;
А как третий-от товарищ ≈ то мой доброй конь
А четвертой мой товарищ ≈ то тугой лук;
Что рассылыцики мои ≈ то калены стрелы⌡
Что возговорит надежа православный царь:
²Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын,
Что умел ты воровать, умел ответ держать!
Я за то тебя, детинушка, пожалую
Среди поля хоромами высокими ≈
Что двумя ли столбами с перекладиной!⌡
381
Сирота ли, сирота ты, сиротинушка,
Сиротец, удалец, горе-вдовкин сын!
Да ты спой, сирота, с горя песенку!
²Хорошо песни петь, да пообедавши;
А и я ли, молодец, лег ≈ не ужинал,
Поутру рано встал ≈ да не завтракал;
Да плохой был обед, коли хлеба нет,
Пет ни хлеба, нет ни соли, нет ни кислых щей!
Я пойду ли, молодец, с горя в темный лес;
Я срублю ли, молодец, я иголочку,
Я иголочку, я дубовую,
Да я ниточку я вязовую.
Хорошо иглой шить, под дорогой жить:
Уж и раз-то я стебнул ≈ да я сто рублей,
А другой-то раз стебнул ≈ да я тысячу;
А как третий раз стебнул ≈ казны сметы нет!⌡
²Сирота ты, сирота, ты сиротинушка,
Где твоя казна?⌡
²А моя, братцы, казна во сыром бору,
Под сосною,
Под сосною под зеленою!⌡
382
Не былинушка в чистом поле зашаталася ≈
Зашаталася бесприютная моя головушка,
Бесприютная моя головушка молодецкая!
Уж куды-то я, добрый молодец, ни кинулся ≈
Что по лесам, по деревням всё заставы,
На заставах ли всё крепки караулы;
Они спрашивают печатного пашпорта,
Что за красною печатью сургучовой.
У меня ль, у добра молодца, своеручной,
Что на тоненькой на белой на бумажке,
Что куды-то ни пойду, братцы, ни поеду,
Что ни в чем-то мне, добру молодцу, нет счастья!
Я с дороженьки, доброй молодец, ворочуся,
Государыни своей матушки спрошуся:
²Ты скажи, скажи, моя матушка родная,
Под которой ты меня звездою породила,
Ты каким меня и счастьем наделила?⌡
383
²Ты Дунаюшка, Дунай,
Дунай, славная река!
Еще что же ты, Дунаюшка,
Возмутен очень течешь?⌡
Он ответ-то держит
Удалому молодцу:
²Еще как же мне, Дунаюшке⌡
Не мутнехоньку течи:
С вершинушки по Дунаюшке
Земляные ключи бьют;
Посередь меня, Дунаюшки,
Бел-горюч камень лежит,
Из камешка, из белого,
Бела рыбица воду мутит.
Из-под бережка, из крутого
Легка лодочка бежит.
Ох, на той ли же на лодочке
Удалы молодцы,
Всё удалы молодцы,
Всё донские казаки!
384
Ты взойди-ка, взойди, солнце красное,
Над горою ты взойди, над высокою,
Над дубравушкою взойди, над зеленою,
Обогрей ты нас, добрых молодцов,
Добрых молодцов, все воров-разбойников,
Солдат бедных, рекрут беглых!
Протекала тут река, речка быстрая,
Как на этой на реке плывет лодочка,
Изукрашена эта лодочка все ворами-разбойниками
Па корме сидит атаман с веслом,
На носу сидит есаул с ружьем.
Среди лодочки стоит бел шатер,
Под шатром стоит дубовый стол,
За столом сидит красна девица,
Есаулова сестра родная,
Атаманова полюбовница,
Перед ней стоит золота казна
²Нехороший мне сегодня (сон) привиделся:
Как с правой-то с ручки спал золот перстень,
Из левого из уха золота серьга,≈
Есаулу-то быть застреленному,
Атаману-то быть повешенному
Во чистом ноле на трех столбиках,
На трех столбиках на дубовых,
На трех петелках на шелковых!⌡
385
Как за барами житье было привольное,
Сладко попито, поедено, похожено,
Вволю корушки без хлебушка погложено, Босиком снегу потоптано,
Спинушку кнутом попобито;
Нагишом за плугом спотыкалися,
Допьяна слезами напивалися.
Во солдатушках послужено,
Во острогах ведь посижено,
Что в Сибири перебывано,
Кандалами ноги потерты,
До мозолей душа ссажена.
А теперь за бар мы богу молимся:
Божья церковь ≈ небо ясное,
Образа ведь ≈ звезды частые,
А попами ≈ волки серые,
Что поют про наши душеньки.
Темный лес ≈ то наши вотчины,
Тракт проезжий ≈ наша пашенка.
Пашню пашем мы в глухую ночь,
Собираем хлеб не сеямши,
Не цепом молотим ≈ слегою
По дворянским по головушкам
Да по спинушкам купеческим:
Свистнет слёгушка ≈ кафтан сошьет,
А вдругоряд ≈ сапоги возьмет,
Свистнет втретьи ≈ шапка с поясом,
А еще раз ≈ золота казна!
С золотой казной мы вольные.
Куда глянешь ≈ наша вотчина,
От Козлова до Саратова,
До родимой Волги-матушки,
До широкого раздольица,≈
Там нам смерти нет, ребятушки!
386
Хороша наша деревня,
Только улица грязна.
Хо-хо! 0-хо-хо!
Только улица грязна!
Хороши наши ребята,
Только славушка худа.
Хо-хо! 0-хо-хо!
Только славушка худа! Величают нас ворами,
Всё разбойничками.
Хо-хо! 0-хо-хо!
Всё разбойничками!
Мы не воры, мы не плуты,
Не разбойнички.
Хо-хо! 0-хо-хо!
Не разбойнички!
Государевы мы люди, Рыболовнички.
Хо-хо! 0-хо-хо!
Рыболовнички!
Мы ловили эту рыбу
По сухим по берегам.
Хо-хо! 0-хо-хо!
По сухим по берегам!
По сухим по берегам ≈
По амбарам, по клетям.
Хо-хо! 0-хо-хо!
По амбарам, по клетям!
Как у дяди у Петра
Заловили осетра.
Хо-хо! 0-хо-хо!
Заловили осетра!
Заловили осетра ≈
Белогривого коня.
Хо-хо! 0-хо-хо!
Белогривого коня!
Как у тетки у Арины
Заловили три перины.
Хо-хо! 0-хо-хо!
Заловили три перины!
А у кума у Степана
Унесли горшок сметаны.
Хо-хо! 0-хо-хо!
Унесли горшок сметаны! Заловили сорок щук,
Из которых шубы шьют.
Хо-хо! 0-хо-хо!
Из которых шубы шьют! Заловили мы белугу,
Что калачиком рога!
Хо-хо! 0-хо-хо!
Что калачиком рога!
Вот за эфтаки дела
Посадили в кандала.
Хо-хо! 0-хо-хо!
Посадили в кандала!
Посадили на неделю,
Продержали круглый год.
Хо-хо! 0-хо-хо!
Продержали круглый год!
388
Вы бродяги, вы бродяги,
Вы бродяженьки мои!
Что и полно ль вам, бродяги,
Полно горе горевать!
Вот придет зима-морозы,
Мы лишилися гульбы.
Гарнизон стоит порядком,
Барабаны по бокам, Барабанщики пробили,
За приклад всех повели,
Плечи, спину исчеканят,
В госпиталь нас поведут. Разувают, раздевают,
Нас на коечки кладут,
Мокрыми тряпицами обкладают,
Знать, нас вылечить хотят.
Мы со коечек вставали,
Становилися в кружок;
Друг на дружку посмотрели ≈
Стали службу разбирать:
Вот кому идти в Бобруцкой,
Кому в Нерчинской завод.
Мы Бобруцка не боимся,
Во Нерчинске не бывать:
Путь-дороженька туда не близко,
Со пути можно удрать.
Тут деревня в лесу близко,
На пути стоит кабак,
Целовальник нам знакомый,
Всё из наших, из бродяг.
Мы возьмем вина побольше,
Инвалидных подпоим;
И конвой весь перепьется,
И в поход тогда пойдем.
Мы конвой весь перевяжем,
Караульных разобьем,
Мы оружье все захватим,
Сами в лес с ним удерем!
Итак, разбойник, крестьянин (крепостной), солдат, артельщик и фабрично-заводской рабочий. Поэтические образы разных групп имеют между собой те или иные сходные черты (а песни √ темы). Например, солдат √ тот же крестьянин по тяжести своего труда (службы) и рабскому положению, но кроме того, он еще лишен немудреных радостей патриархальной жизни: родные места, отец-мать, жена, детишки┘, и обречен на смерть. Самая жизнерадостная песня среди военно-бытовой лирики √ «Солдатушки, бравы ребятушки┘».
Артельщика «роднит» с разбойником относительно свободное положение и возможность «гулянки», а разнится он безопасностью своей жизни.
Разбойничьи песни √ самые бесшабашные и разудалые. Их герой свободен от тяжкого труда и унижения крепостного крестьянина и солдата, он √ «гуляет». Он оторван от своего дома, «скрывается в лесах», скитается, но также оторван от своего дома и солдат. Разбойник знает, что раньше или позже будет пойман и повешен, но и у солдата малая надежда дожить до «дембеля», т.е. и тот и другой ходят по грани жизни и смерти┘ Вообще, солдатская судьба √ наиболее тяжелая и потому нередко разбойники суть беглые рекруты и солдаты. Разбойником человек может стать и по своему желанию, и случайно, невольно, в силу «судьбы», а солдатом √ всегда по принуждению.
Разбойник русских народных песен √ это бесшабашный, удалой молодец, который одновременно является в некоторой мере и народным мстителем, т.к. грабит и убивает богатеев. Нередко он жертва несправедливой случайности, несправедливой судьбы, и в этом смысле уже хотя бы частично оправдан в мнении народа, выступает не как злодей, но как страдалец. Справедливости ради надо отметить, что есть 1 (одна) песня из «песен неволи», в которой арестант обращается за помощью к родным и близким, чтобы они его выкупили; отец и мать отказываются: «Как у нас в роду воров не было/ Воров не было и разбойников», но вступается «красна девица»┘ Вообще же никакой особой дистанции между разбойником и обычным человеком нет, дорожки «крестьянин √ рекрут/солдат (беглые) √ разбойник» или «крепостной √ беглый √ разбойник» вполне накатаны.
Как во городе во Устюжине,
Во деревне во Денисовой,
У крестьян Долгогреевых
Проявилась экзекуция,
Экзекуция царя белого
Царя белого, православного.
Подходили храбры воины,
Храбры воины гарнизонные.
Квартирушки порасписаны,
Солдатушки порасставлены,
Не на долгое время ≈ на два месяца.
И прошло красное лето ≈
Не явилось ни одной душеньки.
Скрывались добрые молодцы
По темным лесам;
Кинули свои хижинки,
Оставили малых детушек,
Молодых жен ≈ на позор людской.
²Вы терпите, малые детки,
Вы крепитесь, молодые жены,
Вы потерпите ≈ после вам слюбится.
Собирайтесь в одно место,
Во остров во Костыжницу,
Напишем просьбу однокровную,
Однокровную, однослезную.
Выберем мы себе ходока,
По имени Трифона Петровича:
Ты ступай, наш родной брат,
Не жалей тоски-работушки,
Ты ступай во Петровский град,
Во Петровский град на Неву-реку.
На Неве-реке там стоит дворец
Царя белого, православного;
Ты подай, подай просьбушку
Царю белому, православному!⌡
Смерти разбойник не боится и о пощаде, как правило, не просит. Награбленное обычно тратит на кабак и девок, веселится «на полную катушку». Главное √ он вольный (пока не поймают, естественно) . Кто понимает, какой смысл и значимость имеет для русского человека воля, тот поймет и всю поэтическую притягательность образа разбойника. Но это еще не все. «Карьера» разбойника, как видим, √ единственная возможность для мужика выйти на один уровень с царем, вступить с ним в диалог лицом к лицу, хотя бы и перед своей смертью┘ Можно сказать, что здесь образ разбойника в народных глазах достигает чуть ли не заоблачных высот.
Таким образом, мы видим, как народ превращает разбойника (в его поэтическом обличии) и в символ русской жизни вообще, и в символ протеста, бунта (нередко вынужденного) против этой жизни.
В народных «песнях неволи и каторги» содержатся едва ли не все темы современного «русского шансона». Вот несколько для примера:
ПЕСНИ НЕВОЛИ, КАТОРГИ
Соловей мой смутный ≈ да смутен, не весел,
Он головушку повесил, зерно не клюет,
Головку повесил, да зерно не клюет.
²Ой, клевал бы я зерен, да волюшки нет,
Пропел бы я песни, да голосу нет,
Пропел бы я песни, ой-да голосу нет:
Соловья-то малого хотят уловить.
Соловья-то малого да хотят уловить.
Он, в золотую клетку хотят посадить.
В золотую клетку да хотят посадить...
Ой, золотая клетка все сушит меня.
Золотая клетка да все сушит меня.
Ой, зеленая ветка веселит -меня!⌡
*
Ты злодейка да злокоманка, змея лютая!
Из норы ты, змея, ползешь, сама озираешься:
По песку ты, змея. ползешь, сама извиваешься;
По траве ты, змея. ползешь, сама всю траву сушишь,
Иссушила в поле цветочки все лазуревы!
Что не то-то, братцы, злодейка змея лютая.
Что то-то, братцы, злодейка красная девица;
Довела меня. доброго молодца, до погибели,
Что до той же до злодейки темной темницы.
Что из главного приказу из московского,
Что из славного села-села Преображенского
Что ведут-ведут доброго молодца казнить-вешать
Переди идет доброго молодца православный царь
По правой руке доброго молодца отец-матушка;
По левой руке доброго молодца грозен палач;
Позади идет доброго молодца красная девица...
*
Вы леса мои, лесочки, леса темные!
Во лесах-то садики, садики зеленые;
Во садах кусты, кусты позаломаны,
Все дружочки наши, все-то позаловлены,
Во немецки во железы все-то позакованы,
Во большой домок все-то посажены!
Сидят-то они, богу молятся,
Со слезами в землю все-то кланяются:
²Ты возмой-ка, возмой, туча грозная!
Ты пролей-ка, размой стены каменны,
Ты выпусти-ка нас на святую Русь!⌡
Из острога-то они все разбежались,
По темным лесам все-то размырялись,
На полянушку они, соколы, собирались,
Во кружок они, удалые, садились.
*
Иркутские края ли да заборы,
Они нам головы крушат.
Они нам головы крушат...
Начальнички были у нас престроги,
Работой тяжкой нас да нурят.
Работой тяжкой нас нурят...
Какая может быть, братцы, у нас работа ≈
Одно мученье в кандалах!..
Одно мученье в кандалах...
Ну, кандалы были у нас тяжелы,
Пробили ноги до... й-до костей!
Увы для Пионера, но даже здесь мерзопакостная «интеллигенция» (да какая все эти певцы интеллигенция, нахер!) не придумала «для растления народа» ничего принципиально нового. Да и популярностью весь этот «шансон» пользуется главным образом среди «новых русских», шоферов и работяг невысокой квалификации, т.е. у людей с предельно низким образовательным уровнем и либо входящих в уголовный мир, либо постоянно и близко с ним контактирущих. Даже сегодня, не говоря уже о временах советской власти! Популярность тому же Высоцкому среди народа создали не его «лагерные песни», которые мало кому были известны, но другие циклы песен, герой которых √ «настоящий мужик»┘. Ну, а чтобы приписывать особенное «уголовное сознание» Стругацким и их почитателям, как это делает Пионер┘ для этого явно надо быть не вполне умственно и/или душевно нормальным, извращенцем, своего рода. Вроде как единственный, судя по всему, «философский» авторитет для Пионера √ Д. Галковский (см. http://www.russ.ru/antolog/inoe/galkov_o.htm )
Подчеркну еще раз: мне нет дела до судьбы интеллигенции, как она была и есть (с московской интеллигенцией в качестве передового отряда, и с «творческой интеллигенцией» в качестве «сливок» московской┘). Вообще единственная человеческая общность, которую я всегда готов защищать, √ это русский народ. Но я против тупоумия, хотя бы и «идеологически верного», против зоологической нетерпимости, против «избирательного зрения» (видим, что хотим, и так, как хотим┘), ибо это √ вариант слепоты, который ничем не может быть оправдан и всегда, в конечном итоге, стоит слишком дорого┘
За сим откланиваюсь. Если будут какие вопросы по этой теме, постараюсь ответить, но вообще вряд ли буду в дальнейшем участвовать в этом форуме.