Извините, не по теме, но в корень не допущен, а хочется привлечь ваше внимание.
...На первых этапах перестроек российские интеллигенты и интеллигентные евреи оказываются в одной социальной нише в своих стремлениях к утопии, к тому чтобы сделать государство удобным для той жизни, которая представляется им естественной. В начале ХХ века это был социализм, в конце века капитализм. В итоге всякой либерализации их пути расходятся. Российская национальная интеллигенция стремится при этом переложить вину за очередную неудачу на своих бывших союзников-интеллигентных евреев. Возникает (точней, возобновляется) интеллигентский антисемитизм.
В сознании обычных (неинтеллигентных) россиян образы еврея и интеллигента почти идентичны и всякое недовольство нарушением привычного порядка вещей, связанное с перестройкой (либерализацией) проецируется неинтеллигентным народом на евреев. Когда интеллигентский антисемитизм и народный антисемитизм сливаются в одно движение, оформляется черносотенная утопия как альтернатива интеллигентской утопии. Особенно пикантной становится ситуация, когда во главе «черной сотни» оказываются новые русские патриоты интеллигентные евреи-антисемиты...
Типы интеллигентской ментальности
За время перестройки сменяется уже третье поколение социальных режиссеров. Перестройку инициировали такие академики, как Аганбегян, Шаталин, Арбатов и Заславская в ролях теоретиков, советников и помощников первых руководителей государства. Эстафету приняли Попов, Собчак, Хасбулатов и другие профессора сначала как оппоненты консервативных сил в руководстве государством и составители альтернативных программ перехода к рынку, а потом как функционеры нового порядка. Наконец, в эпоху Гайдара важное государственное дело строительства капитализма перешло к кандидатам наук, ученикам профессоров и академиков, выступающим в ролях экспертов, консультантов, народных депутатов и руководителей «независимых исследовательских центров». Они представляют последний резерв советской ментальности, с характерным для нее представлением о беспредельной пластичности социальной реальности и о доминировании экономики над политикой и культурой...